Укрепленные церкви Сааремаа
Остров Сааремаа примечателен большим количеством церквей, которые принято считать укрепленными. Как я дальше отмечу, вопрос считать церковь укрепленной или нет весьма относительный, поэтому и число оборонительных церквей на Сааремаа в разных источниках варьируется от 5 до 7. Из них мне удалось посетить 4: Каарма, Карья, Пюха и Пёйде. Из значимых церквей, пожалуй, я не добрался до наиболее старой из всех — церкви Вальяла.

Оригинал тут
Как я уже писал в статье об Орденском замке Зонебург после прихода крестоносцев на остров в 1277 году он был разделен между Эзель-Викским епископством и Ливонским орденом. При этом большая честь церквей которые считались укрепленными находилась именно на землях епископства и только Пёйде на землях Ордена. Это будет видно и по архитектуре церквей. Епископские церкви имеют множество принципиально схожих элементов, а Орденская церковь отличается от них.
Прежде всего надо определиться с тем, что собственно считать укрепленной церковью. Укрепленная церковь — это церковь, которая построена, чтобы играть оборонительную роль во время военной угрозы. Как следствие, она должны иметь какие-то аспекты оборонительного сооружения: толстые стены, бойницы, боевые ходы. В общем что-либо, чтобы вести активную оборону. Теперь, если мы обратимся к датам, то из рассматриваемых мною церквей все относятся к XIII-XIV веку:
Вальяла — первая половина XIII века (около 1230 года);
Каарма — вторая половина XIII века (около 1270 года);
Карья — конец XIII — начало XIV века;
Пюха — середина XIV века (1345 год).
В это время Орден и католическая церковь только начинали закрепляться на землях острова и постоянно подвергалась угрозе со стороны местного языческого населения. Поэтому, идея использовать большое каменное строение не только для религиозных целей, но и для хозяйственных и оборонительных весьма понятна.
Известный Эстонский историк и исследователь крепостной архитектуры Армин Туулзе относил епископские церкви к укрепленным на основе, по сути, двух фактов.
- Следов от деревянных балок, расположенных под высоко поднятыми окнами нефа, что может говорить о наличии боевой площадки для обстрела атакующих из окон.
- Наличие комнаты над сводом ризницы, которая могла служить последним убежищем и укрытием. Дверь в этом помещение была расположена на уровне 3 метров от пола, чтобы нападающим было сложнее в него попасть.
Существует и противоположное мнение (можно ознакомиться тут, часть называется красноречиво The fortified churches in Estonia as a refuge: myth or reality ? Kaur Alttoa), которое отводит этим церквям роль не более чем убежища для местных жителей.
После всех этих рассуждений перейдем непосредственно к церквям. И начну я с наиболее характерной церкви Карья, которая не успела обзавестись башней, в отличии от остальных своих собратьев, да и в целом сохранилась в почти первозданном виде. Считается, что строили ее мастера с острова Готланд, где так же встречаются церкви с подобной архитектурой.
В архитектурном плане церковь Карья — однонефный храм без колокольни. Церковь построена в романском и готическом стилях, в качестве строительного материала использовался сааремааский доломит. Отметим так же отличительную особенность всех епископских церквей на Сааремаа — большого размера ризницу. Именно в ней, предположительно могли укрываться люди в случае нападения.
В ризнице прячется своеобразная комната с камином, а второй камин находится на хоровой мансарде. Таким образом созданы нормальные даже по сегодняшним меркам условия для ночлега паломников, которые путешествовали в сторону материковой Эстонии через Скандинавию и остров Готланд. Есть легенда о том, что местные прихожане, собравшиеся в стенах храма с запасами еды и воды, пережили эпидемию чумы, которая свирепствовала в этих местах в XVII веке. Отопление было важным фактором и если рассматривать церковь как укрытие и небольшую крепость, поскольку, учитывая климат, люди, находившиеся в ней круглосуточно должны были обогреваться.
Так же, рассматривая церковь как оборонительное сооружение, стоит обратить внимание на высокие и узкие окна, которые вполне могли быть переоборудованы под бойницы. Если рассмотреть церковь с внутренней стороны, в том месте, где сейчас расположен орган (в XIV веке никакого органа еще не было), можно легко представить деревянную боевую площадку вдоль условных окон-бойниц.
И еще пару фото не про укрепления. Церковь Карья известна своей уникальной резьбой по камню. Считается, что это самая богатая скульптурами деревенская церковь во всей Северной Европе.

Второй примечательный момент — языческие рисунки и символы, украшающие потолочный свод, изображенные предположительно, чтобы отвести дьявольские силы от храма (пентаграмма, восьмиугольная звезда, переплетение креста с квадратом, черт с торчащей между ног головой, символ в виде трёх бегущих ног).
Церковь Каарма относится ко второй половине XIII века. Основная часть церкви построена в 1270-е годы, причём уже к тому времени относятся первые на Сааремаа контрфорсы. Но они не помогли: на рубеже XIV-XV веков церковь обрушилась и была достроена, видимо, рижским мастерами к 1407 году, следом выстроили башню.
Внешний вид этой церкви менее напоминает мне укрепление, хотя это может быть следствие более поздних перестроек. Окна слишком большие и широкие, дающие много света, но мало приспособленные для обороны, расположены достаточно низко.
Однако ризница здесь еще более массивная. При этом ее второй этаж так же, как и в Карья имеет камин.
При этом, окна ризницы значительно более подходят для обороны, а наличие отопление говорит о том, что люди могли находится там долгое время. Можно предположить, что точкой обороны в данном случае служила не вся церковь, которую в силу большого размера сложно защищать при малом числе защитников, а только ризница.
Внутри Каарма представляет собой двухнефную церковь . По центру расположены восьмигранные столбы.
Столбы украшены рельефами: базы — аллегорическими сценами дикой охоты и рая, стволы — фигурами Петра и Павла и гербами дарителей.
Башня церкви, как я уже отмечал, построена несколько позже самой церкви. Ее внешний вид так же говорит о том, что она могла служить в оборонительных целях. Кроме того, учитывая достаточно ровный окружающий ландшафт, с ее вершины доступна для обозрения большая площадь.
Церковь Пюха — наиболее поздняя из всех и относится к середине XIV века. Более того, во время Ливонской войны (в 1576 году) церковь была уничтожена войском Ивана Грозного и восстановлена только в 1603 году. В это время церковь обрела свой современный облик: в основном был сохранен средневековый, в качестве дополнения была пристроена массивная западная башня.
Церковь была выстроена однонефной, с двумя сводами и тремя порталами; над сводом ризницы был построен отдельный этаж с камином и стрельчатыми окнами, которые могли использоваться в качестве бойниц.
Можно сравнить фотографию выше с подобным ракурсом церкви Карья. Церкви в этой части практически совпадают. Единственное значимое отличие — окна в Пюха значительно больше и ниже, что не очень соответствует идее укрепленной церкви. Однако скорее всего такие окна так же являются следствием более поздних перестроек, особенно учитываю общую схожесть этих двух церквей.
Уровень окон, по аналогии с церковью в Карья, можно определить исходя из текущего положения существующей галереи, которая здесь весьма массивна.
Что касается идеи с убежищем на втором этаже ризницы, то именно в этой церкви у меня на фото остался тот самый вход в это убежище на высоте порядка 3 метров. В других церквях они были то ли заложены, то ли я не обратил на них внимание.
Обобщая увиденные церкви Сааремаа, которые относились к Эзель-Викскому епископству, можно сказать, что у них есть ряд атрибутов укрепленного сооружения и они вполне могли служить не только убежищем, но и активным оборонительным сооружением против небольших групп нападающих. Таким образом, можно предположить, что на момент создания они являлись не только местом, связанным с религией, но и выполняли хозяйственные и оборонительные функции.
Особняком стоит церковь Пёйде на землях Ливонского ордена. В Пёйде был расположен первый замок Ордена на территории острова, где так же была и часовня. Эти постройки была разрушены 1343 году в ходе восстания Юрьевой ночи. От этого периода от часовни сохранилась лишь часть боковых стен нижней части и портал на южной стене.
От замка и того меньше, какие-то остатки на уровне земли с северной стороны.
Современная церковь была построена в середине XIV века на развалинах разрушенного сааремцами орденского городища Пёйде. Башня церкви была построена в XV веке.
Наверное, укрепленной ее считают как бы по наследству от Орденского замка, ну и в силу огромных размеров конечно. Церковь Пёйде является самой большой по размерам однопролётной церковью в западной и островной частях Эстонии. Никаких других элементов активной обороны мне усмотреть не удалось. Разве, что башня, которую вполне можно было использовать как донжон, но вряд ли в XV веке это было еще актуально.
Вся внутренняя обстановка церкви, а так же шпиль башни были разрушены во время пожара 1940 года, когда церковь служила складом советской армии.

Однако несколько интересных околосредневековых деталей там сохранилось. Например, прекраснейший герб.
Еще об Эстонии:
Укрепления Таллина. Нижний город.
Укрепления Таллина. Верхний город Тоомпеа.
Пярну. Красная башня, городские укрепления и Орденский замок.
Тевтонский замок Зонебург на острове Эзель.
Замок и крепость Аренсбург (Курессааре).
Укрепленные городища эстов на Саареема.
Источники:
http://histrodamus.ee/?event=Show_main_layers&layer_id=169&lang=eng
https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1224318/FULLTEXT01.pdf
[…] по-видимому, местной эстонской знатью, и замок (нынешняя церковная башня) Пёйде, построенный Тевтонским орденом, находились в […]