Балкария. Часть 1. Безенги
Свой рассказ о башнях Балкарии я начну с Хуламо-Безенгийского ущелья, основные постройки которого расположены в окрестностях села Безенги. Оно далеко не такое представительное в части количества сохранившихся построек, как Черекское, но интересно своей разноплановостью. Ущелье это достаточно суровое, условия жизни там не простые, поэтому, что сейчас, что в средние века людей там жило не так много. Соответственно и архитектурных объектов сохранилось единицы, а точнее всего три. Однако все они абсолютно разноплановые и в своем роде достаточно уникальные. Хочу отметить, что в отличии от башен Ингушетии, о которых я писал в прошлом году, Балкарские башни сохранились значительно хуже и в большей своей части в виде руин. Мой главный семейный рецензент сказала, что ничего не понимает в груде этих камней, поэтому под кат приглашаются люди, которые не равнодушны к руинам.
Первый и наиболее доступный объект ущелья – башня Ак-Кала (Белая башня), расположенная прямо у дороги, выходящей из Безенги в сторону альплагеря. Башня расположена в долине ущелья и в отличии от других комплексов, о которых я расскажу, представляет собой отдельно стоящее сооружение. В плане она почти квадратная, имела четыре этажа (четвертый этаж сильно разрушен) и сужалась к верхней части.
В книге историка Исмаила Мизиева, на которую я буду часто ссылаться в своих рассказах, есть старое фото и план крепости. К плану у меня есть много вопросов. Вход, относительно пропорций башни находится достаточно низко. Я бы предполагал, что вход ведет сразу на второй этаж, а первый использовался для складских целей. Увы, залезть и проверить наличие каменных мешков, указанных на плане, у меня не вышло. Расположение бойниц так же не сходится с увиденным и с тем, что видно на архивном фото. Тем не менее, привожу план, возможно исследователь опирался в том числе и на внутреннее устройство башни, которое я не видел.
Тот же план башни, но уже современный. Видно, что верхняя часть башни стала прилично ниже, особенно дальний ее правый угол. Видно также, что прилично сполз холм с этой стороны и оголил нижнюю часть башни.
С южной стороны на высоте 1-1,5 метра располагается вход арочной формы, достаточно узкий и низкий.
На южной стене видны две бойницы 4 этажа: одна – достаточно крупная и оформленная с помощью четырех плотно пристыкованных друг к другу плоских камней. Вторая – совсем небольшая, представляющая собой лишь небольшое отверстие в стене.
Западная сторона башни имеет одно окно на 3 этаже и две бойницы на 4. Окно оформлено так же, как и крупная бойница на южной стене, аналогичным образом оформлена и бойница третьего этажа северной стены.
На северной стене сохранилась одна большая бойница на 3-ем этаже и несколько небольших (видно только две: одна ближе к центру, вторая – у левого угла) – на четвертом. Скорее всего такие же небольшие бойницы были и с правой стороны верхнего этажа, когда эта часть стены еще не обрушилась.
Вся восточная стена сплошная и, по всей видимости, не имеет бойниц.
Если присмотреться, то можно увидеть в правом углу небольшое отверстие, похожее на уже показанные маленькие бойницы, но она ли это или просто так разрушилась верхняя часть башни сказать сложно.
Башни такого типа (расположенные в долинах ущелий, а не в труднодоступных местах) датируют XVII–XVIII веками. В это время наступает уменьшение внешней военной угрозы, происходит дальнейшее развитие феодальных отношений и появляются строения, принадлежащие местным феодальным фамилиям, которые, как и в Ингушетии, являлись уже не только оборонительным сооружением, но и признаком статуса. О таких башнях я еще расскажу, в Балкарии есть более яркие их представители.
Следующий интересный объект ущелья уже совсем иного типа. Крепость Усхур находится на правом берегу р. Черек-Хуламо-Безенгийский, на высокой скале, близ покинутого с. Усхур. Она представляет собой комплекс строго продуманных укреплений с сильно защищенной цитаделью, расположенный на сложнодоступной скальной площадке. К этому же типу укреплений относится комплекс Зылги в Черекском ущелье, о котором я еще расскажу.
Крепость состоит из четырех сооружений. Три из них расположены на легодоступном склоне скалы Усхур-баши, а цитадель крепости башенного типа построена в карнизе скалы на высоте 80–100 м.
Постройка под номером один расположена на северо-восточном склоне горе, на крутой террасе. В плане имеет практически квадрат со стенами 10-12 метров. На фото можно увидеть, что стены достаточно толстые, толщина их порядка 1,2 метра. Высота сохранившихся стен выше человеческого роста, Мизиев говорит о 3 метрах, в других источниках я встречал цифру 4,3 метра. В любом случае это сооружение имело внушительные размеры и выполняло ту роль, которая отводится наиболее укрепленным частям средневековых крепостей – воротным башням – защищать вход и подступы к ней.
Вход в укрепление располагался с западной стороны, где находится единственный более или менее доступный подъем на горный кряж. На предпоследнем фото вход видно на самой ближней стене, на последнем фото он сливается с местностью, но если присмотреться то его видно на дальней стене с правой стороны. Вход очень небольшой, высотой может в пол человеческого роста и шириной примерно такой же, закреплен большими плитами в кладке.
Кладка выполнена достаточно грубо. Говоря о замке Жабоевых будет видно, что в Балкарии есть и более тонкая работа с камнем.
Углы башни сложены из достаточно крупных камней, которые хорошо подогнаны друг к другу, что было важно для общей прочности конструкции.
Сооружение второе находится юго-западнее первого (на общем фото скалы его видно выше по склону) и представляет собой прямоугольное строение, от которого имеются остатки двух стен.
От данной постройки остался лишь северный угол, возможно потому, что оно само по себе менее массивное, чем первое, толщина стен здесь не больше полуметра. Северо-западная стена, идущая вверх по склону, упиралась прямо в скалу.
В южном углу помещения, в скале, вырублен колодец, который наполовину облицован камнями на известковом растворе. Колодец не глубокий, около 1,5 метров в глубину.
Сооружение третье находится еще выше по склону рядом с южным обрывом горы. Сейчас можно различить только длинную полукруглую стену. По описанию Мизиева она замыкалась двумя небольшими фрагментами к прямой стене вдоль обрыва.
Она имела сторожевое предназначение и защищала подступы к основной башне. Помимо этой функции, башня использовалась защитниками цитадели в качестве дозорного наблюдения за противником. Находясь на верхней площадке, обороняющиеся могли видеть всю долину реки.
Все три сооружения построены на северо-западном склоне горы Усхур-Баши, т. е. со стороны входа в ущелье, откуда только и можно подойти к цитадели, так как все другие склоны горы представляют вертикальные обрывы. Башня – цитадель расположена на южном обрыве горы, на небольшом выступе скалы. Башня буквально «прилеплена» к отвесной стене обрыва. Добраться до нее без использования специальных средств сейчас невозможно.
Башня вписана в небольшую площадку покатого скального выступа и потому имеет в плане неправильную форму. Углы здания с внешней стороны прямые, а внутри закруглены и сглажены. Три стены примыкают к cкале, которая заменяет четвертую. Южная сохранилась практически полностью, вдоль всего выступа, а от юго-восточной стены остался лишь небольшой фрагмент.
Остатки северо-западной более существенны. Между скалой и северо-западной стеной оставлен вход шириной 0,9 м. Видимо, ко входу вели вырубленные в скале ступени, иначе попасть в башню можно или с помощью веревки или очень высокой приставной лестницы (не менее 20 м).
По описанию внутренней части башни на основании ниш для укрепления балок в южной стене предполагается, что башня имела три этажа. При этом, высота первого этажа достаточно мала (около 1,5 метров). На втором этаже (высотой порядка 2,5 метров) уже можно было стоять в полный рост, высота третьего этажа не ясна, поскольку башня не сохранила полную высоту. На первом и втором этажах в южной стене пробиты окна-бойницы арочной формы. Из этих окон хорошо просматривается долина реки Черек с бывшими аулами.
Башня сооружена из красноватого камня на желтом известковом растворе, поэтому сливается со скалой. Заметить ее со стороны дороги практически невозможно, даже если знать где искать. Внутренние сооружения расположены на склоне, так что их скрывает толща горы.
Комплекс датируют XIII-XV веками, когда еще была сильна внешняя военная угроза и раннефеодальная знать сооружала укрепленные жилища с выраженной особо защищенной цитаделью. О похожей постройке в Черекском ущелье я еще расскажу. Мне встречались и более ранние датировки вплоть до X века. Предполагаю, что комплекс постепенно развивался с ранних времен и вплоть до XV века, адаптируясь к изменяющейся обстановке.
Наконец, третий и, наверное, наиболее интересный и уникальный объект Хуламо-Безенгийского ущелья – это мощный средневековый феодальный замок Жабоевых. Он хорошо виден из укрепления Усхур и находится на самой вершине соседнего горного выступа. Увы, замок Жабоевых мне не поддался. Я был там дважды. Первый раз мы не смогли к нему подъехать, солнце светило нещадно и мне удалось сделать лишь несколько фотографий с дороги. Второй раз в то время, когда я до него наконец добрался, был очень густой туман. И если к моменту приезда в Усхур он немного рассеялся, то в это время плотный туман застилал все вокруг.
Воздвигнут он на недоступной с трех сторон скале, которая господствует на местности. Его полуразрушенные стены видны на большом расстоянии, а с самого замка ущелье просматривается на много километров вперед.
Пешеходный подход к замку имеется только с восточной стороны. На фото ниже подъем идет к восточнй башне по склону с правой стороны.
Внутреннее пространство замка разделено на четыре помещения. Планировка диктовалась конфигурацией площадки, и потому форма его плана несколько необычна – удлиненная, с прямыми стенами, соединенными под разными углами.
Два крайних отделения сооружения являлись боковыми башнями, как и в классических замках. Самым высоким сооружением комплекса была восточная башня.
С внутренней стороны замка видны следы дверного проема, который вел в башню, основанного на крупных валунах. Также видны гнезда от балок межэтажных перекрытий, которые позволяют предполагать в ней наличие четырех этажей. Но поскольку верхняя часть башни не сохранилась, то не исключено, что в действительности число этажей доходило до пяти или шести.
Замок строился в несколько этапов. Вначале было возведено двухэтажное центральное сооружение, в плане оно имеет вид слегка асимметричного прямоугольника и наибольший размер. По всей видимости это помещение имело хозяйственное назначение, о чем говорит достаточно большое окно-бойница, которое сохранилось в южной стене, яма-хранилище вдоль северной стены и многочисленные ниши.
В стене на фото выше, слева оконный проем.
Справа на фото у северной стены расположена яма-хранилище.
Там же, на северной стене хорошо видны хозяйственные ниши.
Впоследствии замок разрастался за счет дополнительных пристроек. К его восточному торцу была пристроена упоминавшаяся восточная башня. К противоположному, западному, торцу также было пристроено двухэтажное помещение.
В южной стене этого помещения сохранились три бойницы. Две на первом этаже и одна на втором. На плане Мизиева так же есть бойница с северной стороны, но я ее не увидел, вероятно, эта часть стены уже обрушилась.
Эта же пара бойниц, но с внешней стороны.
Особый интерес тут представляет бойница на месте сужения южной стены в сторону западной башни. На фото ниже выглядит, как отверстие на небольшом стыке двух стен.
Наконец, к этой пристройке с западной стороны добавили еще одну, трапецевидную в плане, которую принято считать башней, хотя по высоте и структуре она не сильно отличается от двух других помещений. Эта пристройка завершила весь комплекс.
У Мизиева на плане в этой башне изображены две узкие бойницы. Действительно, в ней много разных ниш, какие-то из них сквозные, но совсем не большие и не имеют характерной для бойницы конструкции. С наружной стороны их тоже не видно, поэтому утверждение о бойницах я бы оставил под вопросом.
Один вопрос для меня остался открытым и не нашел внятного отражения в источниках. Не понятно где именно в замке был вход. Если смотреть на план и представлять себе местность, то наиболее логично его было бы разместить с северной стороны, около западной башни. Во-первых, придется обходить большую часть замка по периметру, т.к. подняться к нему можно только с востока. Во-вторых, вход в этом месте можно расположить коленом и контролировать с бойниц северной стены, более того, тогда постройка западной башни обуславливалась именно дополнительной защитой входа. Сейчас в этом месте расположен пролом, связан ли он со входом или здесь просто обрушились стены сказать сложно.
Основным материалом для строительства замка служили отколотые куски той самой скалы, на которой стоит замок. Это было целесообразно вдвойне: во-первых, отпадала необходимость доставки стройматериала издалека; во-вторых, куски откалывали с таким расчетом, чтобы усилить неприступность самой скальной платформы. Действительно, на большей части своего периметра края платформы почти отвесны и местами достигают высоты 3-4 метра. Стены замка сложены из тесаных камней на известковом растворе и оштукатурены. Особенно стоит оценить кладку и сравнить ее с тем, что я показывал в комплексе Усхур. Качество строительства здесь значительно выше.
На подступах к замку, в нескольких метрах западнее, сохранились остатки длинной каменной стены. Ее расположение хороши видно на фото, которое я делал с дороги. Мизиев пишет о том, что в ней было несколько небольших бойниц, но, увы, эта стена разрушается. Если он пишет о высоте стены в 2,3 м, то сейчас она ниже человеческого роста. Это, видимо, оборонительное сооружение, защищавшее подступы к замку.
Замок Жабоевых датируют XII-XIII веками, но учитывая этапность его постройки, не до конца понятно к чему относить эти даты, ко всему комплексу или к отдельным его частям. Предполагаю, что как и Усхур, замок развивался с X по XV века и был заброшен после того, как жизнь в ущельях стала безопаснее. Жабо-кала уникальное строение для Балкарии, как с точки зрения самой структуры постройки, так и с точки зрения качества строительства. Ближайший аналог, который мне приходит на ум – осетинские галуаны. И тут остается много простора для размышлений о том, как на одном и том же месте, примерно в одно и то же время могли появится такие разные постройки, как комплекс Усхур и Жабо-кала.
Хуламо-Безенгийское ущелье не входит в популярные туристические маршруты, там нет толп туристов, точнее их там вообще нет. Дорога до Безенги асфальтирована далеко не везде, а для доступа к горным постройкам требуется подготовленный внедорожник, но посетить его обязательно надо. Суровость и дикость этих мест завораживает, архитектура сохранившихся строение под стать природному ландшафту и удивляет своим разнообразием. Увы, все постройки быстро разрушаются и сейчас есть шанс увидеть эти удивительные сооружения в том виде, когда еще можно проследить общую структуру и архитектуру зданий. Если государство займется реставрацией – это позволит сохранить постройки, но нарушит их ореол древности. Если нет – разрушение построек будет двигаться все большими темпами.
Еще о башнях Балкарии:
Часть 2. Чегемское ущелье. Эльтюбю
Источники:
http://assia.info
https://viktorkotl.livejournal.com/68741.html
И.М. Мизиев Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачая
И.М. Чеченов. Древности Кабардино-Балкарии
Координаты:
Ак-Кала 43°12’31.8″N 43°16’37.0″E
Усхур-Кала 43°14’18.9″N 43°20’40.3″E
Замок Жабоевых 43°13’44.58″N 43°19’50.84″E
[…] Согласно преданиям крепость была разрушена во время нашествия Тимура. Зылги по своим конструктивным особенностям схожа с комплексом Усхур, о котором я уже рассказывал тут. […]
[…] Часть 1. Безенги […]
[…] Часть 1. Безенги […]