Золотые ворота и крепость Едикуле
Начать свою большую работу по описанию стен Константинополя, а точнее всего того огромного исторического фортификационного наследия, которое заключил в себе Стамбул, я решил с Семибашенной крепости (Едикуле). Она — прекрасный пример того, как из множества исторических пластов формируется нынешний облик городских укреплений. Здесь архитектура проходит путь от триумфальной арки через городские стены Константинополя к средневековой крепости Османской империи. В этом месте тесно переплетается наследие абсолютно разных эпох, создавай, иногда, весьма причудливую картину.
Есть различные мнения о самых ранних годах существования Золотых ворот. Всему виной надписи, которые были расположены над центральной аркой. Со стороны города она гласила “Феодосий украсил это место после победы над тираном”, а с внешней стороны – “Тот, кто возвел эти ворота из золота, несет золотой век”. Эта надпись не дает однозначно определить ни личность императора, ни действие, которое он выполнил (возвел или украсил). Одни исследователи относят арку к Феодосию I который победил тирана Магна Максима в 388 году. Эти исследователи полагают, что Золотые ворота без пилонов были воздвигнуты как триумфальная арка для празднования его победы.
Другие авторы полагают, что украшение существующих ворот следует приписать императору Феодосию II, который подавил узурпацию Иоанна Примицерия в 425 году, а ворота уже существовали, как часть городской стены. Третьи исследователи, опираясь на произведенные раскопки, считают, что вскоре после 425 года уже существовавшие на этом месте ворота были снесены и построен массивный комплекс с арками и пилонами.
Триумфальная арка Золотых ворот представляет собой конструкцию из трех арочных проемов — большим центральным и двумя поменьше по бокам. Два из них заложены, один доступен для прохода.
Фасад ворот был украшен скульптурами, самые известные из которых – четыре слона, влекущие колесницу императора. Центральная, самая высокая арка использовалась исключительно для триумфальных въездов, никаким другим целям этот пролет не служил. Где-то я прочитал интересную аналогию, что процесс входа в город через триумфальную арку – это как близость мужчины и женщины, которую он завоевал.
Арка сама по себе не имела никакого оборонительного значения, являясь парадным въездом, закрытым лишь позолоченными дверями из бронзы (от чего ворота и получили свое название) и декоративной решеткой. Поэтому она была укреплена двумя крупными прямоугольным башнями – пилонами (башни 9 и 10, здесь и далее башни Феодосиевой стены нумеруются по порядку от Мраморного моря к Золотому рогу), сделанными из тесаного мрамора. Эти башни радикально отличаются от всех других башен Константинополя.
Площадь перед Золотыми воротами окружена П-образной внешней стеной с входом в виде арочного прохода с коринфскими колоннами. Они назывались Малыми Золотыми Воротами. Раскопки датирую саму конструкцию IX веком.
На стене по обе стороны от колонн видны вертикальные выступы, которые обрамляли двенадцать барельефов, установленных в 965 г императором Никифором II в честь победы над арабами. Сами барельефы давно утеряны, но по описаниям создана реконструкция.
Таким образом, образовался отдельный оборонительный комплекс, объединяющий внешние ворота со стенами, которые в свою очередь подходят к основному периметру городских укреплений.
В ходе дальнейшего развития образовалась третья линия обороны с массивным рвом и дополнительной линией зубчатых стен. Правда эта часть сильно поросла травой и кустарниками.
Одна из реконструкций комплекса Золотых ворот представлена в книге Федора Успенского История Византийской Империи. Том 1.
Золотые ворота – это самые южные из десяти больших ворот Феодосиевой стены.
После завоевания Константинополя Золотые ворота были интегрированы в крепость Едикуле (Yedikule: yedi – семь, kule – башня), построенной в 1457-1458 году, которая служила сокровищницей и тюрьмой.
Еще две башни стен Константинополя стали частью этой крепости. С северной стороны старая византийская башня (11), известная как Пасторама, которая первоначально представлял собой четырехугольное укрепление, была перестроена в 1724-1725 годах в восьмиугольную. Возможно четырёхугольное основание, которое сейчас поросло зеленью, и есть остатки византийской башни.
Башня, которая должна была располагаться с южной стороны (“Маленькая Башня” – 8) разрушена землетрясением в 1766 году и более не восстанавливалась. Именно из-за этого нюанса сейчас Семибашенная крепость имеет всего 6 башен.
Эти две башни (8 и 11), а так же две башни Золотых ворот (9 и 10) формируют западную стену крепости. Пристроенные к этой части Феодосиевых стен 3 башни, соединенные друг с другом, и сформировали османскую крепость Едикуле.
Северная стена соединяет башню 11 и круглую башню (A). Она имеет небольшой изгиб внутрь в средней точке, где расположен небольшой треугольный бастион, служивший для снижения мертвых зон при обороне. С него легко простреливалост пространство вдоль стен.
Ближе к башне 11 в северной стене расположен полукруглый бастион.
В северо-восточном углу расположена высокая пятиэтажная башня A.
Южная стена крепости от башни 8 до башни C имеет те же черты, однако из-за диагонального прохождения стены между южным пилоном Золотых ворот (9) и башней 8, она длиннее, чем северная.
В юго-восточном углу возвышается пятиэтажная круглая башня С. Небольшой излом южной стены внутрь также укреплен треугольным бастионом.
Самая восточная стена цитадели, простирающаяся между башнями А и С представляет собой треугольник без основания. На вершине этого треугольника расположена многоугольная пятиэтажная башня B.
Кроме того стена, идущая от башни B до C, слегка сгибается внутрь и также имеет треугольный бастион в месте излома. Полукруглых бастионов на участке между A и C – нет.
Стена, которая простирается между башнями A и B, имеет аналогичный профиль, но дополнительно содержит входную башню.
Входная башня являлась единственным проходом в крепость, Золотые ворота были закрыты, а ближайший мост через ров был разрушен.
Все три башни османского периода имеют схожую конструкцию. Внешний периметр их стен снабжен щелевидными бойницами по всей высоте.
Башни представляют собой вложенные друг в друга цилиндры, где внутренний цилиндр имеют большую высоту, чем внешний. Это создает эффект “короны” над башнями. В верхней части между внешним и внутренним цилиндрами образуется боевая площадка.
В башню имеется два входа: в нижней ее части и на уровне стен.
Пространство между внутренними и внешними стенами имело достаточную глубину, чтобы разместить в них ходы, связывающие различные уровни башни.
С внутренней стороны стены испещрены камерами бойниц, нишами ходов и основаниями для балок перекрытий.
Внутри башни В находится колодец. Эту башню еще называют Тюремной башней, в ней османы держали своих статусных пленников.
Конструкция других османских башен полностью аналогична, за исключением отдельных элементов декора. Так, вход в башню С украшен фрагментами византийских построек.
Сверху османские башни были покрыты высокими двухступенчатыми конусами. На рисунке ниже их можно увидеть.
Стены крепости толщиной около 5 метров и высотой до 14 метров непрерывной линией проходят за башнями и бастионами.
Они увечены зубчатым парапетом. В части из этих зубцов расположены бойницы. Вероятно, в исходной конструкции бойницы чередовались через один или через два зубца, но текущее состояние парапета – это результат одной из современных реконструкций.
Доступ к боевому ходу осуществляется через лестницы на внутренней поверхности стен.
Как я говорил в самом начале, Едикуле – это крепость, где причудливо переплетаются различные культуры и постройки. Интересно ходить и подмечать фрагменты, где для постройки новых строений использовались фрагменты более старых. Таких примеров в крепости много, вот лишь пара из них.
В крепости продолжается реставрация, вероятно, когда она закончится для осмотра вновь открою все стены, а в башнях появятся экспозиции. С другой стороны, сейчас в крепости пусто и ее можно комфортно осмотреть в одиночестве.
Источники:
https://www.thebyzantinelegacy.com
https://www.byzantium1200.com/p-aura.html
https://istanbulcitywalls.ku.edu.tr/
Stepeh Turnbull – The Walls of Constantinople
С. Иванов, В поисках Константинополя
Координаты: 40.99316713749764, 28.922616210122982