Замок Цесис (Венден) и его укрепления
С Цесисом, как и с Ригой, у меня сложилась не простая история. Первый раз я попал туда летом 2019 года. И надо же было такому случиться, что в день моего приезда отмечали день этого города. Замок и сам город были полны людьми, в замке можно было попасть только в западную башню. Но зато я смог увидеть мультимедийную история замка, которая представляет из себя визуальные проекции со звуковым сопровождением, которые охватывают стены, пол и оконные проемы помещения на третьем этаже западной башни, показывающие разные эпизоды из истории замка. Очень впечатляющее зрелище, рекомендую. Но внимательно посмотреть замок у меня не получилось.
Второй раз я попал в Цесис уже в начале января 2020 года, в достаточно прохладный и ветреный день и порою на его территории я был в одиночестве. Я смог спокойно воспользоваться свечным фонариком (еще одна потрясающая фишка этого музея) и спокойно облазить все доступные уголки.
Мой интерес к этому месту связан с его важнейшим значением в истории Ливонского ордена. Замок Венден (немецкое название Цесиса) практически с самого начала своего существования (около 1209 года) играл важную роль в жизни Ливонского ордена. Он был построен в стратегическом месте для защиты орденских территорий в Северной Латвии и Эстонии, кроме того здесь перекрещивались торговые пути из Риги, Пскова, Дерпта (Тарту). Наравне с неспокойной Ригой, где местные жители не всегда мирно уживались с Орденом, Венден в разные периоды времени являлся главной резиденцией магистра Ливонского ордена (в том числе и последние 80 лет до секуляризации). Более того, Венден также стал местом собраний капитула Ливонского Ордена (очень подробно об истории замка тут). И если Рига не может похвастаться большим наследием Ордена, то в Цесисе замок сохранился практически в том виде, в котором его оставил Орден в середине XVI века. В отличии от Турайдского замка, который по сути был отстроен заново, здесь реставрационные работы были направлены больше на поддержание текущего состояния.
Значимая роль замка во времена Ливонского ордена позволяла ему постоянно развиваться и расширяться. В первые четыре века своего существования он был несколько раз расширен и перестроен. На пороге разрушительной Ливонской войны (1558-1583) замок был мощной крепостью состоящей из масштабного главного здания и трех больших замковых дворов, которые занимали территорию порядка 4 гектар.
Ядром крепости являлся типичный замок-кастелла, характерный для Тевтонского ордена, от которого сейчас сохранились стены только двух его крыльев. Однако во времена своего расцвета внутренний двор был окружен со всех четырех сторон. Постройки северного и западного крыла были разрушены в ходе Ливонской войны.
Главное здание занимает территорию 60 на 60 метров и является одним из крупнейших замков Ордена в Пруссии. Замок отделен от его внешних дворов крутыми оврагами и глубокими рвами. Сами замковые дворы были укреплены стенами, башнями и рвами. Как и в других Орденских замках подвал и верхний этаж были отведены для хранения провианта и хозяйственных припасов. На нижнем этаже располагались различные вспомогательные помещения: кухня, пекарня, пивоварня. На первом этаже жили браться ордена. Там располагались дормиторий (спальня), рефекторий (трапезная), главный зал для встреч, часовня и личные комнаты высшего сословия Ордена.
Поскольку лестниц внутри главного здания не было, то помещения первого этажа были доступны только через крытую галерею (клуатр), которая была построена по периметру внутреннего двора. Например, для того, чтобы попасть из кухни в трапезную, нужно было выйти во внутренний двор подняться по лестнице в юго-восточном углу на галерею первого этажа и далее уже по ней до входа в трапезную.
Где-то с XVII века булыжное покрытие внутреннего двора разрушающегося замка не ремонтировалось и постепенно ушло под землю. Во время археологических работ оригинальное покрытие двора было расчищено. Так же были расчищены остатки каменных колон галереи южного и восточного крыла. Предполагают, что помещения первого этажа двух других крыльев были снабжены деревянной галереей. В мостовой внутреннего двора сделаны водостоки, которые направляли дождевую воду в центр, где она попадала в почву. Эта дренажная система была сделана в XVI веке и функционирует до сих пор.
Единственный вход во внутренний двор осуществлялся через южное крыло. На внешней стене крыла над воротами видна аккуратная ниша, где когда-то стояла статуя Девы Марии или другого святого. По письменным источникам вход в сводчатые ворота был защищен массивной дверью, обитой железными гвоздями с большой железной головкой.
Информации о назначении нижнего этажа южного крыла не сохранилось. Предполагают, что оно могло использоваться для замковой стражи. Весь первый этаж был занят наиболее представительным помещением замка — Залом Капитула. Это зал в котором проводились еженедельные воскресные встречи братьев, а так же ежегодные собрания высшего руководства Ливонского ордена.
Впечатляющие кирпичные своды Зала Капитула поддерживались каменными карнизами, украшенными мотивами с изображением виноградных листьев и гроздей, типичными для XV века. Один из них еще можно увидеть.
Оконные проемы внутреннего двора были частично прикрыты крышей галереи (видно тут), но не было причин сетовать на недостаток света — он проникал в зал через три огромных квадратных окна южной стены (южный фасад замка видно тут).
В XVII веке бывший Зал Капитула находился в разрушенном виде. Большая часть напольной плитки была разрушена, окна — разбиты, камин — разрушен, оригинальный кирпичный свод уже обвалился. После Северной войны крыло лишилось крыши. Внешний облик был так же изменен в ходе работ 1950 года, для которой использовался современный заводской кирпич.
Старейшее сохранившееся описание восточного крыла относится к XVI веку. К этому времени на нижнем этаже была кухня, пекарня, пивоварня, а так же комната поваров и комната для замеса теста. Кухня располагалась в центральной части крыла, пекарня — правой, а пивоварня — с левой стороны от перегородки (это на фото вынести). Внутренние помещения нижнего этажа погребены под слоем камней.
Самая большая часть первого этажа была занята трапезной, которая, наравне с Залом Совета, являлась наиболее впечатляющим и роскошным залом замка.
Сводчатые потолки высотой 9 метров поддерживались тремя колоннам и 12 готическими карнизами. Несколько документальных источников упоминают о портретах ливонских магистров, нарисованных на стене трапезной.
Между трапезной и часовней расположены 4 красивых сводчатых комнаты. Каждая из них имеет отдельный вход со стороны внутреннего двора, окно, камин в углу и уборную, устроенную в наружней стене трехметровой ширины. Прямого указания на назначения этих комнат нет, но вероятно они служили гостевыми комнатами для знатных гостей, который оставались в замке во время ежегодный собраний или других важных событий. Они так же могли служить кельями высшего руководства замка.
Согласно наиболее старым плана с западной стороны замок имел только оборонительную стену. Однако, в ходе раскопок были обнаружены три подвальных помещения, свидетельствующие о наличии западного крыла.
Это крыло было разрушено в 1577 году в ходе осады замка Иваном Грозным. Одна из этих комнат подвального этажа, вероятно, служила складом вооружений, поскольку в ходе раскопок были найдены шлемы, нагрудники и другие элементы доспехов.
Назначение западного крыла до разрушения не установлено, но археологи нашли фрагменты каменных сводов, окрашенной штукатурки и элементов гипокауста, говорящих о том, что тут располагались достаточно высокостатусные помещения.
В ходе исследования западного крыла было установлено, что владельцы замка предпринимали несколько попыток, чтобы предотвратить его обрушение. Угроза, из-за которой крыло могло обрушиться вероятно связана со сползанием склона. По этой причине внешняя стена поддерживается четырьмя массивными контрфорсами. Археологи нашли так же ряд деревянных столбов, вбитых в почву для укрепления склона.
Северное крыло, расположенное под углом к другим стенам главного замкового здания — это одна из старейших частей замка Цесис. Информации о его назначении во времена Ордена не сохранилось. Это крыло так же было разрушено в годе осад и к 1582 году упоминается как «почти уничтоженное». Позже, подвалы северного крыла использовались в качестве арсенала. Руины северного крыла сохранились на высоту нескольких метров, со стороны внутреннего двора я его показывал тут.
В восточном углу главного здания расположены руины часовни (на фото выше). Эту часть замка историки связывают с наиболее ранним строительным периодом крепости (около XIII века). В замковой церкви братия собиралась для молитвы несколько раз в день. Церковь в Цесисе считалась одной из самых больших во всех замках Ордена, кроме Мариенбурга.
Часовня имела три больших окна в северной стене и одно в восточной — за алтарем. Стены часовни сохранились на высоту ниже окон.
На нижнем этаже постройки располагались сводчатые помещения, точное назначение которых не известно. Часовня была расположена на первом этаже. Информации об интерьере часовни очень мало. Полагают, что к XVI веку она имела три алтаря.
Западная башня приобрела свой нынешний вид в ходе двух строительных фаз. Изначально башня имела квадратный план по всей высоте, но около 1500 г. ее верхняя часть была перестроена в цилиндрической форме.
В ходе этих работ комнаты первого этажа приобрели великолепный сетчатый свод. Восьмиметровый кирпичный свод поддерживается карнизами сделанными из гипсовой массы. Есть предположение, что круглые замковые камни, расположенные в точках пересечения ребер свода, когда-то были украшены позолоченными десятилучевыми звездами, нарисованными на деревянных плитах; по сообщениям, в середине 19-го века след этих звезд все еще был виден.
Считается, что это покои магистра Ливонского ордена. В них расположены камин, ниша для сна и уборная. В документе 1522 года комната упоминается как место для дипломатических переговоров.
Комната со сводчатым потолком на нижнем этаже вероятнее всего использовалась как хранилище.
Комната на втором этаже, расположенная рядом с покоями Магистра могла служить его канцелярией, которая упоминается в нескольких документах сделанных в замке.
Все этажи здания от подвала до самого верха связаны между собой винтовой лестницей, вынесенной в отдельную башенку. Этой лестницей обычно пользовались слуги. Основной же вход в башню проходил через парадный холл южного крыла.
В южном углу замка расположена южная башня, или, как было принято называть все высокие башни в немецкой традиции, Длинный Герман. На трех этажах башни расположено почти 30 бойниц для легких пушек и пищалей. В случае необходимости с башни могла быть обстреляна вся территория первого внешнего двора. Экстерьер башни украшен двумя линия арок, что делает ее весьма нарядной.
Подвал башни использовался как темница. Единственных вход туда ведет через люк в своде, через который в случае необходимости спускалась лестница. Над местом расположения туалета имеется наружное вентиляционное отверстие, сделанное через пятиметровую наружную стену. В солнечный день маленький луч света пробивается сквозь темноту темницы только на короткое мгновение.
Северная башня имела 17 бойниц. На нижнем уровне располагались камеры для пушек, на верхнем — для ручного огнестрельного оружия. Расположение камер продумано таким образом, чтобы обеспечить как можно лучшую защиту территории около замка, в то же время сохраняя прочность конструкции стен. Башня сильно выступает за периметр стен и позволяла обстреливать большую площадь с северной и западной сторон.
Башня имеет пять уровней. Подвал с толстенными пятиметровыми стенами использовался как склад или тюрьма. На первом и втором уровне расположены небольшие артиллерийские бойницы, снабженные воздуховодами для отвода дыма.
На третьем и четвертом уровне расположено широкое окно и туалетная комната, что говорит о том, что эти помещения могли быть жилыми. Верхний уровень башни не сохранился. Крыша была покрыта глиняной черепицей, найденной в ходе в большом количестве в ходе археологических раскопок. Полная высота от подвала до шпиля составляла более 35 метров.
Южная и восточная сторона замка была защищена искусственным рвом, глубина которого доходила до 9 метров. Без сомнения, постройка рва требовала значительных трудовых ресурсов. Она включал в себя выкапывание нескольких десятков тысяч тонн почвы с использованием простых кирок и окованных железом деревянных лопат. Кроме того строители должны были прорезать слой доломитового камня. Используя тележки и корзины рабочие переносили выкопанную почву по кратчайшему пути и вероятно использовали ее на территории замка для увеличения крутизны склонов и выравнивания земли. Посчитано, что такой объем работ мог быть выполнен группой из 40 рабочих за период около 3 лет. Ров не заполнялся водой. На дне рва находился деревянный желоб, который собирал и отводил дождевую воду, а так же вымывал бытовые и человеческие отходы из кухни и туалетов за территорию замка. В XVIII веке часть рва между замком и поместьем с восточной стороны была засыпана для сооружения хозяйственных построек. Сейчас на этом месте расположены визит-центр и мастерская.
Любопытно отметить, что непосредственно внутри рва по крайней мере уже в первой половине XVI века располагалась трехэтажная служебная постройка (видно на плане). Она расположена в самом западном участке рва и примыкает к стене, соединяющей башню внешнего двора и замок. Поскольку постройка располагается на не самом устойчивом грунте — ее стены были укреплены контрфорсами.
Единственным входом в замок была 40 метровый мост через ров с южной стороны. Вероятно первый мост представлял из себя просто настил из досок, опирающийся на каменные колонны, но позже он был перестроен в массивную каменную постройку. В документах 1590 г. мост описывается как строение с несколькими этажами и проходом на нижнем уровне (как он мог выглядеть хорошо видно на плане).
С южной стороны от замка, окруженный высокой стеной, расположен большой хозяйственный двор, называемый первым. Там были расположены кузницы, сапожные лавки, склады, конюшни и другие хозяйственные и жилые постройки. В документах упоминается, что в 1555 году в замке находилось около 300 боевых лошадей, что дает представление о размерах конюшен.
Весь внешний двор был сожжен в ходе осады замка Иваном Грозным.
Стены сохранились на небольшую высоту, постройки двора в виде отдельных руин.
Круглая башня в северо-западном углу первого двора (конец XV — начало XVI века) была возведена не только для увеличения защиты замка, но так же и как жилая постройка. Хотя прямых исторических свидетельств о бывших жителях башни нет, можно предположить, что она служила офисом и местом жительства чиновников Ордена. На втором этаже располагается жилая комната с большим камином, спальной нишей и туалетом. Комнату освещает три больших прямоугольных окна.
Между первым и вторым двором замка располагались ворота со сторожкой. Это единственная постройка первого двора, пережившая осаду Ивана Грозного. В середине XVIII века оно было перестроено в помещичий дом, где сейчас расположен музей.
В месте пересечения первого и второго двора расположена еще одна артиллерийская башня, предназначенная для защиты прилегающих ворот и атак со стороны города. Стены башни начала XVI века сохранились только на высоту двух этажей. Уже в ходе осмотра в 1590 году упоминается только три помещения: темница в подвале, тюремная камера на нижнем этаже и комната с тремя окнами на первом этаже. На планах 17 века она называется башней Ладемахера, вероятно по имени владельца. Свой внешний вид башня получила в XIX веке, когда стала частью дома помещика вместе со сторожкой и воротами.
Второй двор небольшого размера расположен в северо-восточном углу замкового комплекса. Вход в него был защищен воротной башней. Перед башней был расположен частокол и ров с подъемным мостом через него. Вход в ворота защищался железной опускной решеткой и массивной деревянной дверью. Второй двор включал помещения для стражи и небольшую кузницу. На территории так же был расположен позорный столб для публичных наказаний. В XIX веке эту территорию заняли хозяйственные постройки поместья.
Третий двор с северной стороны занимал почти треть всего замкового комплекса. Сквозь него проходит глубокий овраг, крутые склоны которого, вероятно, искусственно были сделаны еще более крутыми. Постройки двора располагались на небольшой площади между границей северного склона и внешней стеной двора. В XVI веке тут располагались две сушилки для солода и зерна, а так же каменная конюшня на 60 лошадей.
Несколько слов о самом городе, который начал образовываться при замке. Город примечателен тем, что был одним из не многих городов Ливонского ордена, где был свой монетный двор. Он так же входил в Ганзейский союз. По крайней мере с XIV века город имел свои собственные стены с 3 башнями и 4 воротами. К сожалению средневековая застройка города не сохранилась. Одни из городских ворот — Раунас, раскопаны на уровне фундамента.
Еще одним наследием Ордена в городе является прекрасная церковь Святого Иоанна, построенная в качестве более представительного и вместительного храма в непосредственной близости от замка. Сейчас это крупнейшая церковь Латвии за пределами Риги. Саму церковь построена в конце XIII века, а церковная башня относится уже к середине XIX века.
Источники. Большая часть текста и рисунков является переводом книги Cesis Castle (Gundars Kalnins, 2014), купленной мной в инфоцентре. Так же использованы материалы из информационных стендов.
Более подробно об истории замка можно почитать тут.
Координаты: 57°18’48.5″N 25°16’13.0″E
Как добраться. Из Риги автобусы раз в час минут, электричка несколько раз в день. В пути чуть менее 2 часов. На вдумчивый осмотр замка и музея в усадьбе у меня ушло порядка 4 часов. Кто-то пытается совместить в одной поездке Сигулду и Цесис — не рекомендую.
[…] к орденскому замку в Риге – это третий замок. Я уже упоминал о том, что отношения Ордена и города были сложными. И […]