Замок Сен-Флоре
Продолжая тему небольших овернских замков покажу руины в коммуне Сен-Флоре (Saint-Floret). Замок в коммуне был построен в начале XIII веке на небольшом скалистом выступе. От него сохранился дожнон и зал с фресками, датируемые XIV веком.
Донжон был построен по так называемому “филиппскому” плану, соответствующему королевской схеме, введенной в Оверни в первой трети XIII века после завоевания этих земель Филиппом II и их включения во Французское королевство. На верхнем уровне располагалась зубчатая навесная галерея крытая остроконечной крышей. Донжон был обнесен стеной с небольшими башнями. Внутри периметра стен располагались жилые постройки. Структуру замка хорошо видно на рисунке из книги Гийома Ревеля ( Guillaume Revel, “Registre d’armes”), рисунок датируется 1450 годом.
Немного вернемся к донжонам “филиппского” типа. С приходом к власти во Франции Филиппа Августа символом королевской власти стала считаться башня Лувра, имевшая простую цилиндрическую форму с конусообразной крышей. Эта форма башни, как символ власти короны над вассалами, благодаря политическому весу Филиппа стала навязываться владельцам замков и распространяться повсеместно. Только в Оверни подобные донжоны встречаются в замках Монпейру, Турноэль, Шампекс и многих других. В XV веке такая форма (конус на цилиндре) во Франции считалась канонической.
Квадратное массивное жилое здание замка начали возводить в XIII веке. На каждом углу здания была расположена небольшая круглая башенка с дозорными окнами. Однако, основная функция здания несомненно жилая, а не оборонительная.
C южной стороны жилого здания расположен вход в так называемый Зал Явления или Рыцарский Зал. Он использовался для больших мероприятий (праздников и банкетов), служил приемной и залом суда. Он должен был демонстрировать силу, богатство, могущество и образованность хозяина замка, что вполне отражено в его внутреннем убранстве.
Этот зал считают одним из самых красивых сохранившихся готических гражданских помещений во Франции. Свод комнаты опирается на 12 трехлопастных ребер. Сам свод ранее был усыпан звездами. Основания ребер лежат на консолях на высоте около 2 метров над полом. Все консоли резные с изображение различных лиц и персонажей.
Вершины ребер сходятся в замковом камне, который представляет из себя солнце с человеческим лицом из которого исходят его лучи. На северной и южной стенах зала изображены фрески с изображением сцен из романов про Тристана и Изольду, очень популярных в XIII-XIV веках. Степень сохранности фресок делает замок Сен-Флоре уникальным памятником.
На уровне выше находиться еще одна комната. Эта комната имеет отдельный вход и к ней ведет достаточно крутая лестница (та самая, которую видно на фото южного фасада жилого здания).
Предполагается, что эта комната была жилищем хозяина. Здесь ели, играли, занимались хозяйственными делами, читали и так далее. Высота арочного свода достигала 8 метров, свод не сохранился, рухнул в XIX веке. Комната являлась достаточно богато оформленной, но конечно скромнее Рыцарского зала.
Крепость была разрушена во время одного из гугенотских восстаний войсками кардинала Ришелье в 1630-х годах, как и многие другие крепости Оверни.
С крепости открывается прекрасный вид на город.
Источники
http://jean.dif.free.fr/Chatover/StFloretC/Saint-Floret.html