Венсенс – укрепленная королевская резиденция.
В начале Столетней войны король Франции Иоанн II Добрый начал строительство донжона в Венсенском лесу на месте королевского охотничьего дома. Укрепление закончил его сын Карл V Мудрый в 1370 году. Крепость представляла собой стену с 9 оборонительными башнями, построенную вокруг донжона и поместья. В силу своей достаточно специфичной конструкции Венсен нельзя назвать замком или крепостью, это укрепленная королевская резиденция, которая служила французским монархам вплоть до переезда резиденции в Версаль в 1682 году.
Во времена Французской революции Наполеон использовал комплекс как арсенал, в этом время башни были опущены до уровня стен и приспособлены для артиллерийских орудий.
Главное здание всего комплекса – донжон. Это огромная квадратная башня, окруженная четырьмя угловыми башнями. Она разделена на шесть этажей с комнатами, арки которых опираются на единственную стройную центральную колонну.
Каждый этаж имеет одинаковую планировку, с огромным центральным залом и комнатами в каждой угловой башне. Высота башни 50 метров, это самая высокая средневековая башня-донжон во Франции. Ее важной особенностью являлось то, что в отличии от главных башен, которые строились ранее, она выполняла не только оборонительную, но и жилую функцию. Причем размещала не военный гарнизон, а королевские покои.
Донжон дополнительно защищен стеной и глубоким рвом, который заполнялся водой.
На углах внешних стен расположены небольшие смотровые башенки, на верхнем уровне стен – боевые ходы с бойницами. В средние века боевые ходы не имели крыши.
Боевой ход выступает за периметр стен и образует машикули.
Проход с основной территории резиденции в донжон осуществляется через каменный мост, последняя секция которого подъемная.
Вход в донжон оформлен в виде шатле – ворота с двумя фланкирующими башнями. По центру на втором этаже расположено окно кабинета короля. Под ним можно разглядеть нишу, в которой раньше располагалась скульптурная композиция. Считается, что скульптуры изображали Карла V, его жену и святого Христофора. Над окном расположена консоль, где когда-то располагалась скульптура Троицы, которая как бы защищало место работы короля.
К шатле с внутренней стороны примыкает лестница, через которую осуществлялся доступ на разные уровни самого шатле, к боевому ходу внешнего периметра стен и на колокольню.
На колокольне в верхней части лестницы находится копия часового колокола. В 1369 году Карл V установил в этом месте механические часы, которые имели большой колокол, который призывал верующих на ежедневные службы. Понятно, что в то время такие устройства были очень дорогими и редкими. Так в Париже первые публичные механические часы были установлены в 1370 году в дворце Сите. Оригинальный колокол сейчас находится в часовне Сент-Шапель.
Удивительным фактом является то, что на втором этаже шатле располагалась не какая-нибудь караульная комната, а кабинет короля. Карл V раньше работал и принимал посетителей в этой комнате, ему помогали два секретаря в двух соседних башенках. Комната по размерам совсем крохотная (2 на 3 метра).
Единственный входом в дожон был пешеходный мост, ведущий от второго этажа шатле до донжона, то есть по сути от кабинета короля в его апартаменты.
Вследствие представительской функции строения донжон имеет интересный декор. Так на скульптурных консолях, обрамляющих окна второго и третьего этажей, можно разглядеть ангельских музыкантов, пророков и фантастических персонажей.
Зал заседаний, в котором в настоящее время демонстрируется фильм, рассказывающий об истории замка во времена Карла V, первоначально использовался в качестве места для официальных приемов и рабочих встреч между монархом и его советниками. При необходимости он использовался как спальня для королевы или его друзей и родственников.
Юго-восточную башню занимает широкая и обширная лестница. Она ведет на второй этаж королевских покоев. В отличии от винтовых лестниц оборонительных сооружений – эта лестница хорошо освещена четырьмя большими окнами и имеет ширину более 3 метров.
В спальне в центральной комнате на втором этаже есть красивый камин. Король обычно складывал свои лучшие рукописи в сундук, расположенный в углублении западного окна. Это одна из немногих средневековой королевской резиденции сохранившая оригинальную планировку.
Рядом с покоями короля в северо-восточной башне расположена небольшая часовня с красивым, высоким сводом.
В северо-западной башне располагалась сокровищница, которая хранила мешки с золотом и лучшие работы Карла V из золота и серебра. Там же расположен небольшой кабинет короля с видом на Париж.
На первом этаже находится оригинальный колодец. Помещения первого этажа изначально служили складом, но в XVI веке использовались в качестве тюрьмы.
Прямоугольная “башня” как бы пристроенная к донжону действительно является более поздней перестройкой Карла V. Она была необходима для организации уборных в королевских покоях.
Заложенная Карлом V в 1379 году часовня построена по образцу Сент-Шапель во Дворце Сите в Париже, хотя она имеет только один этаж.
Работа, начатая во время правления Карла V, была продолжена при Карле VI и завершена много позже при Генрихе II (1547-1559).
Западный фасад демонстрирует мастерство каменщиков начала XV века.
Как я показывал выше, помимо периметра стен, окружавших донжон, всю резиденцию защищает так же внешний периметр укреплений. Стена была частью великого плана Карла V по превращению Винсенса в настоящий укрепленный город. Протяженность 1100 метров и разметка с девятью башнями защищают обширную территорию, где жили несколько сотен человек.
Башни высотой 40-42 метра использовались как жилые помещения и защитные сооружения. Семь из них были снесены до уровня стен, чтобы расположить на них пушки, во времена когда Наполеон I превратил Винсенс в военную крепость.
Деревенская Башня, служившая входом в комплекс с южной стороны, является главными воротами и сохранила свой первоначальный вид и высоту.
Проход в башню защищен подъемным мостом, который перекинут через глубокий ров. Внешний фасад когда-то был украшен статуями по примеру шатле укреплений донжона, над проходом видны пять ниш для статуй.
Попасть на территорию резиденции можно было еще через два входа с вострочной (башня Les Salves) и северной (башня Le Bois) стороны. Они представляли собой такие же ворота с разводными мостами, которые были украшены скульптурами.
В целом, Венсенский замок является уникальным в своем роде сооружением, сочетающим в себе черты укрепления и королевской резиденции, которое привнесло множество новых тенденций в оборонительную архитектуру средних веков.