Аббатство Беллапаис. Готические мотивы средневековья.
Несмотря на общую фортификационную направленность моих записей, не могу не упомянуть несколько особенно прекрасных образцов готической архитектуры, которые мне удалось увидеть на Северном Кипре. Один из таких образцов – Аббатство Беллапаис. Современный облик монастыря относится к периоду правления лузиньянских королей Гуго III (1267 – 1284) и Гуго IV (1324-1359). Первый существенно расширил комплекс зданий аббатства, придав ему нынешний вид, второй – построил большую монастырскую трапезную и крытые галереи внутреннего двора. После XIV века монастырь не перестраивался, а только лишь разрушался. Тут постарались и генуэзцы, и османы, и время. И только в начале XX века на руинах монастыря были проведены реставрационные работы. Таким образом, оставшиеся постройки монастыря можно смело отнести к подлинной готической архитектуре XIII-XIV века.
(План монастыря. Фотография из небольшой экспозиции в подвальных помещениях под трапезной)
Попасть в монастырь можно через ворота, ведущие во внешний двор. Интересно, что даже тут встречаются интересные оборонительные элементы. Над воротами видны пазы подъемного моста, а над входом расположены навесные бойницы. Наличие этих деталей не удивительно, поскольку богатые монастыри всегда являлись лакомой добычей для захватчиков, поэтому наличие оборонительных элементов являлось жизненной необходимостью.
(Укрепленный вход в монастырь с внешней стороны)
Со стороны внешнего двора монастыря на уровень верхней боевой площадки ведет закругленная лестница.
(Вход и внешний двор монастыря)
Прямо напротив входа расположена церковь Девы Марии, относящаяся к ранним монастырским постройкам XIII века.
Вход в церковь расположен внутри притвора. Над входом сохранились фрески, относящиеся к XV веку.
Внешний двор отделен от внутреннего стеной с воротами.
(Стена между внутренним и внешним дворами)
Внутренний двор образован крытой галереей из 18 арок.
(Арки галереи внутреннего двора)
(Крытая галерея внутреннего двора)
Под одной из них расположены два римский саркофага, которые служили чашей для омовения рук. Вода лилась из верхнего, декорированного, саркофага в нижний, а затем вытекала в сад внутреннего двора.
Дверь, расположенная сразу за саркофагом, ведет к огромной монастырской трапезной.
Над дверью на мраморной плите расположены 3 лузиньянских герба: слева – королей Кипра и Иерусалима, по центру – Иерусалима и справа – королей Кипра.
(Декоративная арка над входом в трапезную).
Трапезная представляет собой большой зал с готическими крестообразными сводами. Зал освещается двумя уровнями окон в северной стене, а так же круглым окном в восточной.
(Внутренний интерьер трапезной, по центру – круглое окно в восточной стене)
Внутри трапезной расположена кафедра для обращения к монахам во время еды (но фото выше – слева).
Крышу помещения поддерживают семь колонн, выступающих за периметр стен.
(Вид на трапезную, фото не мое. Источник)
Дверь в западной стене ведет к кухне и погребу, который расположен под трапезной.
В восточной стороне внутреннего двора расположено помещение капитула и другие помещения общего назначения. От этих строений остались лишь стены.
(Комплекс помещений в восточном крыле)
Помещение капитула примечательно колонной, расположенной в его центре. Колонна, предположительно, является частью ранневизантийской церкви.
(Помещения капитула и мраморная колонна в середине)
Комплекс восточных помещений имел второй этаж, где располагались комнаты монахов. Следы оснований крестообразного свода на верхнем уровне можно увидеть на фото выше.
(Второй этаж восточного крыла)
(Основание крестообразного свода восточного крыла. Тут видны остатки как свода первого этажа, так и второго)
Лестница у юго-западного угла внутреннего двора ведет в сокровищницу.
(Внутренний двор монастыря со стороны сада, справа лестница, ведущая в сокровищницу)