Архитектура средневековой Ингушетии. Часть 3. Селения и замковые комплексы.

В последней части своего рассказа я хотел бы рассмотреть вопрос о том, что послужило поводом для строительства башен, и какую роль они играли в обороне поселения и всего региона. Несомненно, появились постройки башенного типа очень давно. В горах, где много камня,сама жизнь заставляла воздвигать каменные строения. По некоторым данным, башни жилого типа существовали в X-XII веках. Боевые башни возникли позже. Находки монет, обломков посуды XIII-XIV веков в Ингушетии и Чечне в районе башенных построек позволяют думать, что строительство башен велось особенно интенсивно в период наступления татаро-монгольских орд. Конечно, построек того периода почти не сохранилось, но в преданиях, посвященных боевым башням, фигурируют враги, которые, осаждая башни, жили в юртах, кибитках. С этой точки зрения башни, как боевые, так и жилые, составляли единую линию обороны всего поселения или конкретной его части. Башенные постройки вайнахов часто образуют целые замки, занимающие обособленные участки. Над жилыми башнями возвышаются боевые, уязвимые участки замыкают прочные стены. Замком можно считать село Эрзи. В селении Эрзи насчитывается девять боевых и двадцать две жилые башни. Боевые башни замыкают со всех сторон селение. Жилые башни расположены между боевыми, занимая всю площадь слегка покатой террасы.

Башенный комплекс Эрзи
(Эрзи)

С другой стороны, башня или небольшой комплекс из нескольких жилых и боевой башни являлся и средством индивидуальной защиты. В боевых башнях укрывались жители в периоды бесконечных распрей между фамилиями, главной причиной которых являлась кровная месть. Потерпевшие родственники убитого собирались воедино, образуя своеобразное войско, а затем двигались к дому убийцы. Осажденные укрывались в боевой башне. При кровной вражде "война" у башни иногда велась лишь формально, осажденные боялись убить кого-либо из осаждавших, это увеличило бы распрю и ухудшило бы их положение. А убийство кого-либо из осажденных, наоборот, могло привести к относительному перемирию.

Важно также отметить, что между поселениями существовала сигнальная связь. За счет того, что боевые башни разных селений находились в зоне видимости друг друга, а также за счет использования специальных наблюдательных башен, информация о приближении врага быстро распространялась по всем селениям. Так, если в районе Джейрахской долины со стороны Дарьяла показался бы враг, огневые сигналы, поданные в Джейрахе, достигли бы Фуртоуг, затем Харпе, Бейни, и с помощью сторожевых башен весть о враге разнеслась бы по всей стране.

Далее я покажу те поселения горной Ингушетии, которые мне удалось посетить, с небольшими комментариями, касающимися их системы укреплений. Начну я со входа в Джейрахское ущелье, где располагается башенный поселок Фуртоуг. Сейчас в нем сохранились пять полуразрушенных жилых башнен и основание единственной боевой, посредством которой осуществлялась сигнальная связь с другими селениями.

Фуртоуг
(Фуртоуг)

Дальше по ущелью на высоком мысу с крупными сланцевыми склонами расположено селение Харпе, состоящее из одной 4-ех этажной боевой башни и множества разрушенных жилых башен с хозяйственными пристройками. Весь комплекс раньше окружала стена.

Харпе
(Харпе)

На южном склоне столовой горы расположено селение Бейни. С ранней весны и до поздней осени этот склон покрыт зеленым луговым ковром. Здесь обширные пастбища, и жители этих мест испокон веков разводили здесь скот. Может быть поэтому в селении нет боевых башен, лишь одна полубоевая башня в верхней части поселения приспособлена для обороны.

Бейни
(Бейни)

Дальше по ущелью над селением Ляжги располагается башня Эжерти (в других источниках Эжар или Ижар-г1ала). Это сигнальная башня, вокруг нее не было построено селение (хотя рядом мы видели следы каких-то, по всей видимости, хозяйственных построек). Расположена она на высоком отроге горы так, что ее видно из всех окрестных селений. Подняться к ней стоит не только из-за ее интересного назначения, но и ради захватывающих видов на большую часть Джейрахского ущелья.

Башня Эжерти
(Эжерти)

Селение Ляжги расположено на склоне на окраине современной и достаточно крупной деревеньки. В прошлом здесь было 5 мощных замковых комплексов, каждый из которых имел боевую башню. В центре выделяется очень высокая 30-и метровая 6-и этажная башня с дополнительным ложнокупольным сводом на 3-ем этаже (на фото в верхней части), нижняя боевая башня была восстановлена в 2007 году.
Ляжги
(Ляжги)

О возникновении селения Эрзи ходит интересное предание. В переводе его название означает "орел". Как-то жители старого аула Кербите пришли в лес и срубили дерево. Среди его веток оказалось орлиное гнездо с птенцами. Эта находка была воспринята как хорошее предзнаменование, и новый замок так и назвали Эрзи. В местном святилище Эрдзели долго хранилась бронзовая курильница в виде орла. Сделана она была в VIII веке, о чем свидетельствует древнеарабская надпись с молитвенной формулой: "Во имя Бога милостивого, милосердного". В Ингушетию она могла попасть со стороны Дарьяльского ущелья, по которому с древних пор двигались купеческие караваны. Возможно именно эта вещь породила легенду о создании села Эрзи?

Эрзи
(Эрзи)

Боевые башни Эрзи защищались целой системой жилых и полубоевых башен, каменных оборонительных стен с лабиринтами узких улочек и проходов.

IMG_5320.JPG
(Эрзи)

Белхане – это небольшая замковый комплекс, особенностью которого является боевая башня с многочисленными крестообразными углублениями. Она не имеет каменного свода на втором этаже, все перекрытия в ней были деревянные с глиняным покрытием. Сейчас комплекс восстанавливается и деревянные перекрытия в башне присутствуют. Согласно местному преданию, эту боевую башню воздвиг выходец их горной Грузии, христианский священник и строитель Хауг.

Белхане
(Белхане)

Магой-джел – уникальная сигнально-сторожевая боевая башня XVII века, воздвигнутая под Цей-Ламским горным перевалом между двумя громадными глыбами скал, где образовалась своеобразная пещера, имеющая неравномерную форму и площадь почти в 90 кв.м. Первый этаж башни служил, по всей видимости, для загона скота ("джел" в переводе овчарня), а верхние этажи (в настоящее время сохранилось три этажа) служили убежищем. Башня прекрасно расположена на холме около входа в Салгинское ущелье, что позволяло наблюдать с нее все окрестности и контролировать подход к ближайшим поселениям.

Сигнальная башня Магой-Джел
(Магой-Джел)

Магой-Джел, загон для овец
(Магой-Джел, загон для овец)

Магой-Джел
(Магой-Джел)

В Салгинском ущелье первым поселением, которое попадается на глаза, является небольшое селение Гу, где уцелела лишь одна полубоевая башня. По преданию, земля для Гу была выделена жителями поселка Салги, с условием что новопоселенцы не построят на земле предков боевую башню. Как можно увидеть, обещание было сдержано.

Гу
(Гу)

Селение Салги занимает стратегически важное положение, запирая проход к селениям Салгинского ущелья по нижней тропе, выходящей в сторону Грузии. Оно имеет две боевые башни, которые размещаются в отдельных, но тесно взаимосвязанных замковых комплексах. Первая боевая башня отличается невысокой крышей, имеющий в сечении треугольную форму. За счет нее башня выглядит несколько проще, чем аналогичные боевые башни. Согласно преданиям, эту башню соорудил во второй половине XVII века многоопытный ингушский зодчий Тэт-Батык Эльдиев из поселка Таргим. Вторая полуразрушенная башня стоит на крутом склоне, который понижается к главному фасаду. Сложил ее, согласно сообщениям местных долгожителей, немного раньше первой башни некий мастер-строитель Арсмак Евлоев из ингушского поселка Евлой, которому за это заплатили 65 коров, коня и рубашку. Само селение в эпоху позднего средневековья являлось центром Салгинского ущелья.

Салги
(Салги)

Боевые башни Хяни – образец классической башенной архитектуры периода расцвета ингушского средневекового строительства. Вместе с пристройками из жилых башен, соединенных каменной заградительной стеной, они образуют три укрепленных замковых комплекса. Две боевые башни со ступенчато-пирамидальной крышей выделяет высота, достигающая 30 метров. Третья башня ниже, имеет плоскую крышу с зубчатым завершением. На этих зубцах размещались крупные конусовидные камни (как в Белхане).

Хяни
(Хяни)

Лялах – крупный башенный поселок замкового типа в Салгинском ущелье. С северо-запада территория поселка ограничена оврагом, по дну которого протекает ручей, с юга – обрывистым берегом речки Чулхи, с востока – неглубоким оврагом. На севере расположен Скалистый хребет и гора Цей-Лоам. В нижнем ряду поселка расположены три боевые башни (одна из них обрушилась в 2008-м году), выше по склону, под их прикрытием, построены 22 жилые башни.

Лялах
(Лялах)

Переходим в Галгаевское ущелье, там расположено несколько очень аккуратных маленьких селений. Одно из них – Кели. Поселение представляет собой компактный комплекс с одной боевой башней и несколькими жилыми башнями вдоль ее периметра, между которыми располагаются узкие проходы. За счет очень компактного размещения селение производит впечатление единого замка.

Кели
(Кели)

Внутрь замка ведет каменный коридор длиной 10 метров, устроенный под вторым этажом жилой башни.

Арочный проем, ведущий в коридор, Кели
(Арочный проем, ведущий в коридор, Кели)

Еще более цельное впечатление производит селение Оздик. Точнее таких селений на самом деле 3 – Верхний, Нижний и Средний. Средний Оздик выделяется высокой боевой башней, одиноко стоящей вокруг руин жилых башен. От Верхнего на текущий момент остались только камни основания и несколько стен.

Средний Оздик
(Средний Оздик)

Нижний Оздик сохранился лучше своих собратьев. Центральное место в нем занимают замковый комплекс из боевой, полубоевой и жилой башен, которые, по всей видимости, строились в одно и то же время по единому плану, что и создает очень целостную картину мощного компактного укрепления.

Нижний Оздик
(Нижний Оздик)

Эгикал – это самое крупное башенное поселение в горной Ингушетии, оно являлось культурным, политическим и экономическим центром, своего рода мегаполисом. Из четырех боевых башен в нем сохранилась только одна. Зато жилых и полубоевых здесь более 60. Причем сохранность полубоевых башен в Эгикале, пожалуй, лучшая из тех, что сейчас можно увидеть. Да и жилые башни тут отличаются большим разнообразием, а также обилием петроглифов. Отличительной чертой селения является его большая площадь, которая радикально отличает его от компактных укрепленных замков. Тут, приложив каплю воображения, вполне можно разглядеть помимо узких улочек-проходов, достаточно широкие, почти городские, улицы, ведущие от одного комплекса к другому. Информацию о том, как именно строилась оборона этого большого по местным меркам селения я найти не смог. Скорее всего, оно было окружено стеной, которая связывала в единую систему мощные полубоевые башни и те 4 боевые башни, которые существовали раньше.

Эгикал
(Эгикал)

Таргим – один из крупных башенных поселков замкового типа, расположен на правом берегу Ассы в самом центре Таргимской котловины. Сейчас здесь прослеживаются 4 боевые башни, 2 полубоевые и 24 жилые башни с различным пристройками. Полубоевые башни в Таргиме, также как и боевые, являлись центральным элементом отдельных комплексов (одну из них хорошо видно с правой стороны поселения). Эти комплексы, расположенные по периметру поселения, в сочетании с участками стены, образовывали хорошо укрепленное поселение.

Башни селения Таргим
(Таргим)

Вовнушки – это поселок, образованный из двух замковых комплексов, расположенных на гребне крутых утесов. Часто на изображениях можно встретить подвесной мост, связывающий два комплекса.

Х.А. Имагожев, Шелковый путь
(Картина ингушского художника Имагожева "Шелковый путь", на которой показано видение художника о том, как выглядели Вовнушки в позднее средневековье)

Вовнушки
(Вовнушки)

Восточный комплекс имеет две боевые башни с плоской крышей. Одна из них имеет зубчатое завершение, другая – обширную лоджию. Жилые башни примыкают друг к другу и с северной стороны пристроены к скале. С южной стороны непосредственно к скальному утесу с комплексом Вовнушки примыкала высокая каменная позднесредневековая заградительная стена.
Линия наружных стен башен и соединяющая их оборонительная стена образует прямоугольник: на одном из его углов расположена боевая башня. Этот комплекс был малоприступен: только с восточной стороны к нему ведет узка тропка, которая хорошо простреливается из башен.

Вовнушки, восточный комплекс
(Вовнушки, восточный комплекс)

Вовнушки
(Вовнушки, дорога по узкому хребту к восточному комплексу)

Западный комплекс (в книге Чахкиева он обозначен как отдельное поселение Верхний Бирг) состоит из боевой башни с квадратным основанием и плоской зубчатой крышей, к которой с тыльной стороны примыкает жилая башня, пристроенная к отвесной скале. Жилая башня была достаточно высокой (11 метров и 3 этажа) и располагала плоской крышей с парапетом. Весь комплекс датируется концом XVI века.

Вовнушки, западный комплекс
(Вовнушки, западный комплекс)

Верхний Пялин – классический поселок замкового типа, расположенный на отроге горы Цорей-Лоам и имеющий 4 боевых башни и 14 жилых. Три боевые башни с пирамидально-ступенчатой крышей достигают высотой 28 метров и имеют 6 этажей. Четвертая башня была ниже (19 метров, 4 этажа) и завершалсь плоской крышей с парапетом. Согласно преданиям эти башни были построены в конце XVI – начале XVII в. У каждого замка имелась оборонительная стена (до 4 м в высоту), сверху которой были уложены несколько рядов крупных камней, которые сбрасывались в момент штурма на осаждавших. На противоположном берегу реки располагался Нижний Пялинг, сейчас от него остались одни развалины. Примечательно, что к его южной стороне примыкала протяженная заградительная стена. Такие загородительные стены встречались на протяжении всей, так называемой "Дороги ингушей". За проход через нее взымалась плата. Сейчас такие стены практически не сохранились, поскольку были разобраны после того, как потеряли свое торговое и оборонительное значение.

Пялинг
(Верхний Пялинг)

За Пялингом, через 1,5 км в сторону Цори, располагается еще один большой поселок – Ний, где сейчас сохранились 4 боевых башни, полубоевая и множество жилых почти разрушенных башен, образующих связанные замковые комплексы. К этому поселению также примыкала загородительная стена.

Ний
(Ний)

Двигаясь дальше, по дороге в сторону Цори, непосредственно над дорогой можно заметить очень интересный камень с солярным символом. Учитывая, что он расположен так, что хорошо виден с дороги, а совсем рядом не расположены никакие поселения, можно предположить, что это граничный камень, обозначающий чьи-то владения.

Граничный камень рядом с селением Ний
(Граничный камень)

Цори – это очень интересный комплекс, совершенно не похожий на другие. Он располагается на гребне узкого хребта и представляет собой поселок ярусно-замкового типа с 3 боевыми башнями и множеством больших жилых построек. К селению также примыкала загородительная стена. В прошлом данное поселение являлось политическим центром для всех близлежащих селений.

Цори
(Цори)

Крепость состоит из нескольких комплексов, построенных концентрическими кругами. В каждой из них боевая башня, окруженная жилыми башнями расположенными по кругу и соединенными между собой высокой каменной стеной. Между ними были очень узкие запутанные ходы, которые можно было контролировать и оборонять с боевых позиций. На фото ниже изображен типичный замковый комплекс.

Цори
(Цори)

Говоря о системе обороны горной Ингушетии обязательно надо упомянуть об еще одном маршруте, который вел с равнины в горы – это Ассинское ущелье. Само ущелье очень узкое, по нему в средние века проходила узкая тропа из равнинной части в горную (нынешняя дорога разработана и значительно шире). Стратегическое значение этой дороги было велико, поэтому не мудрено, что в нем с незапамятных времен существовали форпосты и укрепления. В средние века проход через Ассинское ущелье охраняли 3 линии обороны: у селения Верхний Алкун, у входа в ущелье со стороны гор и между ними. Вся область от Верхнего Алкуна до Гаги Галаш контролировалась одним родом – Гагиевых.

От заградительных стен сейчас, к сожалению, ничего не осталось, однако мы все еще можем видеть замок на входе в Ассинскиое ущелье со стороны гор. Замок возведен на крупном обломке скалы, перегородившем реку. Состоял он из одной боевой башни с плоской крышей и жилых пристроек, окруженных стеной.

Гаги Галаш
(Гаги Галаш)

Гаги Галаш
(Гаги Галаш)

Со стороны селения Верхний Алкун также располагался замок и загородительная стена – это первая линия обороны. От замкового комплекса сейчас осталось две башни, обе реставрируются. Одна из них восстановлена до полной высоты. Вторая линия обороны, которая располагалась где-то посередине ущелья и где стояло селение Цорх полностью уничтожена землетрясением 1951 года. Там также располагалася замковый комплекс и заградительная стена.

Башня у селения Верхний Алкун
(Башня у селения Верхний Алкун)

Одно из укреплений Ассинского ущелья (Цорх или Гаги Галаш, мнения расходятся) описано и изображено у Морица Энгельгардта.
"К долине, в одном из самых узких мест, примыкает каменная стена, спускающаяся с западной отвесной скалы вплоть до самой Ассаи, которая поворачивала между ней и крутым правым склонам. Только узкие ворота, защищенные башней, касались пешеходной тропинки и обеспечивали вход в расширение за стеной, от которой начинался округ Галга" ("Путешествие в Крым и Кавказ фон Энгельгардта и Фридриха Паррота",Берлин, 1815г.)

Энгельгардт, 1815 год
(Древняя ингушская застава в Ассинском ущелье. Рисунок Моритца фон Энгельгарда, 1811 г.)

Источники:
"В стране башен и легенд", Б. Мальсагов
"Древности горной Ингушетии", Д.Ю. Чахкиев
openkavkaz.com

Еще об Ингушетии.
Путешествие в горную Ингушетию. Общая информация.
Архитектура средневековой Ингушетии. Часть 1. Башенные постройки.
Архитектура средневековой Ингушетии. Часть 2. Святилища, храмы, некрополи.

Назрановская крепость. Оплот Российской Империи на Северном Кавказе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *