Феодосиевы стены, часть 2. От ворот Едикуле до Силиври капы
Сразу за крепостью Едикуле, между башнями 11 и 12 расположены одноименные ворота. Со стороны города вход представляет собой единственную арку, с внешней стороны ворота слегка выступают за периметр стен. Табличка выше арки принадлежит султану Ахмету III (1703-1730), в которой рассказывается о ремонтных работах при этом правителе на рассматриваемом участке стены.
Архитектурные особенности ворот побудили некоторых ученых предположить, что этот вход является османской постройкой. Внешние ворота не сохранились, но их османский характер можно узнать на старой фотографии XIX века. Таким образом, византийские ворота, расположенные на этом месте были заменены османскими в ходе реконструкции XVIII века.
Квадратная башня №12 и многоугольная башня №13 были разрушены в ходе землетрясения в 1999 году. От первой остались только руины нижнего этажа, от второй – сохранилась часть южного фасада.
На участке от 16 башни до Белградских ворот (Ксилокерк) все башни как внутренней, так и внешней стены сохранились частично, но общая линия оборонительных сооружений визуализируется хорошо. На момент середины 2023 года на этом участке шла реконструкция.
Многоугольная башня 17 сохранила только свой северный фасад. U-образная башня 17а внешней стены имеет заметную круглую бойницу.
На самом верху прямоугольной башни 18 сохранилась выложенная кирпичами надпись Лев и Константин – это по сути просто подпись императора, который возвел или отремонтировал стену. Такая же надпись есть и на 19 башне. Надпись относится к 740 году. Башня внешней стены 18а сохранила входной проем с северной стороны.
Хорошо сохранилась прямоугольная башня №19. На верхнем ее уровне расположены три бойницы по бокам, на нижнем уровне еще две бойницы. Средняя секция в поздние времена была восстановлена обычной каменной кладкой. В верхней части башни по центру расположена сполия (элемент декора, который был изъят из какого-то более старого сооружения для строительства нового, обычно это античный декор или колонны) в виде плиты с отверстием в центре. Во внешнем периметре стен хорошо просматриваются башни 18а и 19а. Обе прямоугольные, но 19а значительно больше по периметру.
Башня 21 интересно смотрится, поскольку находится на границе между еще не реконструированными (может и к счастью) участками стен и обновленными фасадами Белградских ворот. Хорошо видна разница.
Башни 22 и 23 являются частью укрепления ворот Ксилокерк (это византийское название, османское название – Белградские ворота). Они изначально задумывались как военные (вторые военные ворота), но очень быстро стали использоваться в гражданских целях. Нынешний облик ворот – результат реконструкции конца XX века, когда они были практически полностью перестроены, имитируя византийский стиль. Внешние ворота, которые защищали этот комплекс, была разрушены в ходе землетрясения XIX века и более не восстанавливались.
Следующий участок стены от башни 24 до 30 так же является реконструкцией конца XX века. Прямоугольная башня 23 имеет характерную мраморную отделку в средней части башни, 9 реконструированных зубцов. По 3 бойницы на боковых фасадах и 2 на переднем.
Между башнями 24 и 25 расположен небольшой прямоугольный бастион выступающий за периметр стен с 2 зубцами (24а). Башня 25 имеет нехарактерное расположение бойниц на переднем фасаде в два уровня.
В районе башни 26 хорошо просматриваются бойницы (как реконструированные, так и оригинальные) внешней стены укреплений.
Между 25 и 26 башнями, а также между 26 и 27 расположены две U-образные башни внешнего периметра стен. Башня 26а сохранила по одной щелевидной бойнице с каждой из трех внешних сторон.
Между башнями 27 и 28 расположена прямоугольная башня внешней стены 27а. Интересно, что с одной стороны от нее расположены две U-образные и с другой стороны еще одна. Вообще чередование форм башен, что внешней стены, что внутренней для меня осталось загадкой.
Башням 28 и 29 сильно не везло. Их исходное состояние до реставрации 1986-1989 было плачевным. Сама реставрация по какой-то причине была сделана хуже, чем предыдущие башни. Части башни были восстановлены без сохранения общего стиля. Так еще и землетрясение 1999 года сильно повредило и без того печальную башню 29.
Между башнями 30 и 31 расположены так называемая вторая калитка, которая, вероятно, использовалась для доступа к окрестным приходам, кладбищам и огородам.
Проход во внешнем периметре стен расположен не на одной линии с внутренней, а несколько южнее.
Башни 31 и 32 уже не попали под реконструкцию XIX века и сохранились очень плохо. Однако, можно рассмотреть прямоугольную башню 31а внешней стены между ними.
Башня 33 сильно повреждена, но в верхней части сохранились остатки зубцов. На нее можно посмотреть со стороны города и увидеть характерную конструкцию нижней части башни в виде арки, поверх которой уже был расположен боевой уровень с бойницами.
Передний фасад башни 34 восстановлен из разноразмерных камней без сохранения бойниц и зубцов, поэтому смотрится просто как каменная стена. Самая интересная на этом участке многоугольная башня 34а, восстановленная в конце XX века. Имеет не характерные круглые бойницы в верхней части башни.
Ворота Силиври (на турекций манер) или Пиги (византийское название) расположены между двумя многоугольными надвратными башнями 35 и 36.
Ансамбль подвергался капитальному ремонту как в византийский, так и в османский период, а также реставрациям конца XX века. Как и все большие ворота они имеют внешний и внутренний проходы. Внешние ворота почти полностью представляют собой османскую постройку (остроконечная арка с навесной бойницей на консолях и зубчатым парапетом). Византийскую кладку можно частично узнать только по ее нижним частям. Мост через ров также датируется османским периодом.
Северная башня (36) была построена из чередующихся рядов камня и кирпича. Уровень пола башни подчеркнут декоративным поясом, над которым расположены бойницы. На башне надпись “Башня Василия и Константина, во Христе самодержцев”, которая говорит о том, что постройка восстанавливалась после разрушительного землетрясения 989 г.
Южная башня (35) в верхней своей части сильно разрушена и лишь немного поднимается над уровнем внешних стен.
Внутренние ворота с приступной стороны представляют собой стену с боевым ходом и зубчатым парапетом
Со стороны города ворота имеют огромную арку, почти на полную их величину.
На верхнюю часть с зубчатым парапетам и на уровень бойниц башен ведет широкая каменная лестница.
Источники
https://istanbulcitywalls.ku.edu.tr/
С. Иванов, В поисках Константинополя