Средневековый Родос. Старый город.

Структура Старого Города полностью определяется жизнью тех людей, следы присутствия которых мы можем сейчас наблюдать. Орден возводил город полностью исходя из своих собственных интересов и представлений, организуя несколько линий обороны, разделяя аристократичных рыцарей и местное население. Таким образом, город оказался разделен на три части. Первая часть — Дворец Великого Магистра — административный центр города. Внутренняя крепостная стена разделяла город на две другие части. Северная часть — Коллакио — включала в себя основные административные и религиозные здания Ордена, а так же госпиталь. Южная часть — непосредственно город, где проживало обычное население.

Дворец Великого Магистра.
В этом здании принимались все самые важные решения, он был центром общественной и духовной жизни высших социальных слоев Родоса.
Дворец располагается на самой высокой части средневекового города, доминируя и над самим городом и над его портами. Как это часто бывает, укрепления на этом месте были еще в античные времена, а нынешнее здание было построено на руинах византийского акрополя. Особенно хорошо панорама Дворца просматривается с крепостных стен


и со стороны моря.
IMG_6256_1.jpg
На первом фото в середине находятся ворота, защищенные двумя подковообразными башнями. Такая же башня стоит правее на углу Дворца.

На западной стороне здания так же есть ворота (в стене перед башней). Перед ними возвышается высокая прямоугольная башня, построенная, вероятно в конце XV века, когда Магистр д'Обюссон устранил разрушения, вызванные артиллерийским обстрелом турок во время первой осады 1480 года и землетрясением 1481 года. К башне ведет укрепленная батарея, огонь из которой поражал неприятеля в порту Мандраки.
IMG_5782.JPG
Вообще, Дворец неразрывно связан с городскими укреплениями (с северной стороны здание непосредственно примыкает к городской стене, а этот участок защищает башня Паньяка). Он являлся последним рубежом защиты и продолжал выполнять свои оборонительные функции после прорыва основных укреплений.
В центре здания располагается большой прямоугольный двор. Во дворе было вырыто около десяти огромных подземных элеваторов для хранения зерна. Сохранились три из них. Во времена итальянского господства на них были установлены мраморные горловины.

На нижних этажах здания вокруг двора находились малые и большие залы с арочным перекрытием, в которых располагались склады, конюшни, кухни и другие хозяйственные постройки.

IMG_5825.JPG
В период турецкого владычества Дворец использовался в качестве тюрьмы, что продолжалось и при итальянцах. Турки оставили здание на произвол судьбы и оно постепенно разрушалось. Дополняли разрушения регулярные землетрясения. Последний удар нанес ему в 1865 году взрыв пороха, находившегося в подвалах соседней церкви Иоанна Коллакийского, после чего уцелел только нижний этаж. Верхний этаж Дворца в середине XIX века обрушился полностью, его остатки сохранились вплоть до 1937 года, когда итальянцы занялись "восстановлением" здания, не очень заботясь об историческом содержании. Современная структура Дворца не имеет ничего общего с его структурой времен рыцарей. Все его интерьеры спроектированы в качестве резиденции итальянского губернатора со всему удобствами и технологиями XX века. Внутри дворца сейчас располагается разношерстная экспозиция, содержащая все, от древних мозаичных полов и античных скульптур, до резной мебели XVI века. К рыцарям эта экспозиция имеет очень посредственное отношение. Потому, останавливаться на интерьерах дворца я не буду. Не берусь судить историческую достоверность внешнего облика здания, однако ощущение "бездушного" новостроя он не вызывает и отлично вписывается в окружающую рыцарскую атмосферу.

Здания Коллакио (Collachio).
Первый госпиталь. Арсенал.
Площадь Аргирокастру располагается практически сразу после входа в старый город через Ворота Свободы. По левую руку располагается здание резиденции Оверни, о котором я расскажу чуть дальше.  По правую же руку располагается комплекс зданий, который считается Первым Рыцарским Госпиталем и Арсеналом. Эти здания небыли построены одновременно и подвергались различным преобразованиям.

С правой стороны (на фото) располагаются два здания с фронтонными кровлями и гербами Ордена и Магистра Роже де Пэна на фасаде. Назначения этих зданий и их связь с Первым Госпиталем, располагающимся левее, не известна. На фасаде Госпиталя выступает наружу апсида его часовни (так же как и в Новом Госпитале). Апсиду позже снесли, а на ее месте проделали дверь, но фрагмент ее остался. Двухъярусная галерея появилась во времена итальянского владычества.Замыкают постройки площади складские помещения. Еще одно складское помещение с гербом магистра Де Милли располагается левее от входя через Ворота Свободы.

Церковь Богородицы Крепости (Panagia tou Kastrou)
Церковь, расположенная на площади в начале улицы Иппотон напротив Нового Госпиталя, была построена еще в византийские времена, а затем основательно перестроена Орденом в период с 1319 по 1334 года. Во времена турок, как и многие церкви, использовалась как мечеть. Была восстановлена в исходном виде итальянскими реставраторами. Эта церковь стала первым католическим собором Оредна Госпитальеров на Родосе.
k
Новый рыцарский госпиталь.
Это одно из самых красивых и наиболее сохранившихся задний эпохи рыцарей. Это то место, которое надо посетить не столько ради археологической экспозиции (хотя и она достаточно интересна), сколько ради того, чтобы погулять по разным залам и комнатам, посидеть в красивых и уютных садах. Здесь рыцари выполняли одну из своих основных задач — уход за больными и убогими.
Сведения об использовании здания в качестве госпиталя и о времени его строительства сообщают две начертанные на мраморе надписи. Первая, на латинском языке, находится на наружной стороне апсиды часовни Госпиталя над восточным входом (на фото) и под мраморным рельефом двух ангелов, держащих щит с гербом Великого Магистра А. Флувиана (
Antonio Fluvian de la Rivière, 1421—1437). Надпись сообщает, что упомянутый Магистр пожертвовал 10000 золотых флоринов на строительство Госпиталя, и что это строительство было начато 15 июля 1440 года.

Вторая надпись начертана на рельефе со свернутым свитком из серого мрамора, над небольшой дверью на улице Иппотон. Здесь сообщается на французском языке, что Пьер Клоэ (Pierre Clouet), высокий должностной чин рыцарского Ордена, завершил строительство в 1489 году. Т.е. Новый Госпиталь строили целых 49 лет. (На фото не попала).
Пройдя в ворота через переход можно попасть в прямоугольный двор. Кстати, оригинальные ворота сейчас находятся в Версале. Двор окружен двухъярусную галереей. На нижнем этаже расположены складские помещения с арочным потолком. На верхнем этаже располагается большой зал для больных (к сожалению нет на фото, но он достоен внимания), в котором в свою очередь находятся часовня, трапезная, кухня и другие административные постройки.

Через арочный переход можно пройти в другую часть госпиталя с залами различного назначения.

Со стороны улицы Иппотон так же есть небольшие ворота, которые ведут в прекрасный сад (ворота для входа закрыты).

Улица Иппотон и резиденции.
Каждый ланг Ордена имел свою резиденцию (в английском тексте inn — постоялый двор), однако достоверно не известна точная функция этих зданий. В более поздних источниках указано, что резиденция была местом, где члены каждого ланга совместно принимал пищу и обсуждали различные вопросы, там гостили официальные лица, прибывающие на Родос. Рыцари не проживали в резиденциях, а располагали своими собственными домами в Коллакио. Большинство "резиденций" находились на современной улице Иппотон, которая была самой значительной улицей города. После взрыва порохового склада многие здания на этой улице были разрушены и были перестроены. Итальянцы же ликвидировали все пристройки, появившиеся в период турецкого владычества, снесли построенные турками здания, а на их месте построили другие — "напоминающие" рыцарскую эпоху. Опять же, не возьмусь рассуждать об историческом содержании произведенных изменений, но текущий результат выглядит очень впечатляюще.

Резиденция Оверни находится на площади перед улицей Иппотон. После реконструкции территории итальянцами кажется, что главные вход в резиденцию — северный, с большой каменной лестницей и галереей.
.
Однако, во времена рыцарей вход осуществлялся с другой стороны, через дверь около ворот.

На той же площади находится и резиденция Англии, так же восстановленное итальянцами. На его фасаде изображены четыре герба (созданы реставраторами по историческим рисункам) — королевского дома Англии, предводителя ланга Англии Джона Кендала и еще двух неизвестных рыцарей.


Напротив Нового Госпиталя на улице Иппотон располагается резиденция Италии. Над входом располагается мраморный герб Магистра Дель Карретто. Стоит отметить, что не все ученые отождествляют это здание (а еще точнее место, на котором стоит это здание) с резиденцией ланга Италии. Большая арочная дверь слева от главных ворот — это вход в складские помещения, которые часто располагались на первых этажах зданий.

Резиденция Франции отличается большим количество всяких декоративных элементов и в целом выглядит достаточно помпезно. Вдоль здания идут два рельефных карниза, окна так же обрамлены сверху рельефным узором. Верхушка здания оформлена зубчатым парапетом с четырьмя полукруглыми башенками.

Водосток оформлен в виде симпатичных крокодилов.

Здание постоянно достраивалось, о чем свидетельствуют многочисленные гербы различных Магистров и высеченные даты на фасаде. На фото ниже изображены гербы королевского дома Франции и Великого Магистра Пьера д'Обюссона, а ниже герб Магистра Ф. де Вилье де л'Иль-Адама (Philippe de Villiers de l’Isle-Adam, 1521—1534)

Дальше по улице располагается Церковь Святой Троицы с XV века принадлежащая французской общине. Нынешний вид церковь приобрела во времена турецкого владычества, а так же после итальянских восстановительных работ.

Следующее здание так же относится к рыцарскому периоду, но его назначение не известно. На фасаде располагаются гербы Магистров, а так же герб Франции с надписью Capelle Francie, что может говорить о принадлежности этого здания к соседней церкви, и что оно было жилищем священника.

Провансальская резиденция располагается на верху улицы Иппотон практически около Дворца Великого Магистра. Сохранилась только часть его фасада, ворота и несколько комнат нижнего этажа. В годы турецкого владычества в здании находилась баня.

Над воротами в крестовидном обрамлении находятся королевский греб Франции, рыцарского Ордена, Великих Магистров Ф. дель Каретто и Ф. де Флота.

На другой стороне улицы Иппотон (на фото с левой стороны) располагается большое здание резиденции Испании (или Арагона и Кастилии после "разделения" ланга Испании). Над улицей находится комната со входом из большого зала, возможно она являлась переходом в стоящее напротив здание, часть которого могла так же принадлежать резиденции ланга Испании.

Здания города (Burgum).
На современной площади Иппократус возвышается один из самых интересных памятников на территории города — "Кастеллания". Здание декором очень напоминает резиденцию ланга Франции, в частности используются теже водостоки в виде крокодилов, обрамления окон, похожие карнизы. Данная постройка – часть средневекового торгового центра, располагавшегося в нижних рядах, где торговали купцы и находилось торговое управление Рыцарского Ордена, а на верхнем этаже находился коммерческий суд.

На площади Еврейских Мучеников возвышается другое сохранившееся средневековое здание, которое принято называть "Адмиралтейством". На главном фасаде расположены четыре больших окна с резными рамами, так же напоминающие о резиденции ланга Франции. Между этими окнами и над ними расположены совсем маленькие окошки. Над воротами располагается неизвестный резной герб. На фасаде и во дворе расположены несколько греческих церковных надписей, что может указывать на то, что это здание принадлежало греку, возможно это была резиденция униатского митрополита Родоса.

Недалеко от ворот Святой Екатерины располагается еще одна постройка. Согласно вывеске, которая висит на здании — это Гостевые покои Святой Екатерины (Hosiptaller Hospuce of St.Catherine), предназначавшиеся для именитых гостей Ордена. Гостиница была построена в 1391-92 годах, затем разрушена землетрясением в 1480 и восстановлена при Магистре Дель Каретто в 1516 году. В 1944 году восточная часть  здания была разрушена в ходе бомбардировок. Сейчас его коснулась современная греческая "реставрация", особенно хорошо ее следы видны на втором фото в левой части здания (та самая восточная часть).


Ну и конечно в городе полно всяких небольших церквушек, мечетей и просто старинных домов неясного года постройки.


И это, пожалуй, все о средневековом Родосе. Конечно, Старый Город хранит в себе следы и других эпох. Мечети, хамамы и другие здания времен турецкого правления, следы византийского присутствия, здания, построенные итальянцами в 20 веке, но это все уже совсем другие истории.
В заключение хочу сказать, что лучшее время для прогулок по городу — это раннее утро. Я гулял там с 7 утра и имел счастье спокойно рассмотреть все здания, в которых позже открываются магазинчики и кафешки, спокойно ходил по центральным улицам и мог долго рассматривать резиденции языков на улице Иппотон, поскольку город был абсолютно пуст.
С 9 утра начинаются открываться первые кафе и магазины, а к 10 — набегают туристы. Так же рекомендую погулять в городе вечером. Народу уже не так много как днем, а темные средневековые улочки производят потрясающее впечатление.

Еще о Родосе:
Фортификация Старого Города
Рыцарские крепости Ордена
Халки и Сими

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *