Архитектура средневековой Ингушетии. Часть 2. Святилища, храмы, некрополи.

Этот пост я хотел бы посвятить не совсем "моей" теме. С религией и религиозными сооружениями у меня отношения не очень складываются. Тем не менее, понять мир, в котором жил средневековый горец, невозможно, если немного не погрузиться в хитросплетения различных религий на территории Кавказа. Да и рассказ об архитектуре того времени будет совсем не полным, если вынести за рамки святилища и некрополи, поскольку склеп для ингуша – это та же башня, только в другом мире.

Склепы у селения Цори
(Склепы у селения Цори)

Языческая вера вайнахов, как и многие другие факторы их жизни, определялась прежде всего теми сложными условиями, в которых они жили. Оползни, камнепады, землетрясения, разливы рек и десятки других опасных неожиданностей всегда подстерегают горца. Невольно будешь искать помощи у любых сил. И к средним векам люди «заселили» свои горы богами, духами, душами предков, которые помогали верить, надеяться и жить в таких суровых условиях.

Дэла (Диела, Дяла) — главное божество вайнахов. Оно было человекоподобно и обитало на небесах. Дэла создал человека,— одной рукой, обращенной к востоку, он дал жизнь мужчине, а другой, указывающей на запад,— женщине и предрек им быть супругами. К Дэла обращались с самыми большими просьбами. Другое божество — Мят-Сели (Мятцил) — покровитель земледелия — приносил в дом общее благополучие. Это божество считалось сильным, к нему обращались за помощью не только вайнахи, но и осетины. Способствовало плодородию еще одно божество — Галь-Ерды. Это скорее дух, его образ не имел определенных очертаний и являлся в основном патроном ингушского народа. Особенно популярна в народе богиня плодородия Тушоли. Еще можно назвать военное божество — Молыз-Ерды, и покровителя зверей — Елта.

Наиболее простым видом святилищ являются столпообразные четырехугольные колонны — тумбы с нишами, обращенными к югу. Их называют – сиелинг. Гид рассказывал, что такое название происходит от имени божества неба, молнии и грома – Сиели, а сиелинг – это маленький Сиели. Такие святилища сооружались на окраине селения. Они встречали путников и провожали их в дальнюю дорогу. Часто их ставили в то место, куда ударила молния. Своими глазами мне удалось увидеть лишь одно святилище у дороги, недалеко от селения Ний. Оно расположено на большом камне. В нише стрельчатой формы молящиеся ставили свечи.

Сиелинг около селения Ний
(Сиелинг около селения Ний)

Над селением Эрзи расположено два сиелинга, до них я так и не добрался, просто потому, что в первый день не знал об их существовании. Еще один сиелинг находится в Эгикале, но его мы так и не нашли из-за высокой травы. Фото этих святилищ я взял из книги Батыра Мальсагова "В стране башен и легенд". Сиелинги могут быть разной формы — с нишами и без них, в виде удлиненных прямоугольных столбов и даже крестообразного сечения. Возле сиелингов выполнялись различного рода обрядовые церемонии и приносились жертвы.

Столпообразные святилища в Эрзи и Эгикале
(На левой фотографии два сиелинга из селения Эрзи, на правой фото – святилище в Эгикале)

Но куда же без храмов для своих языческих богов, тут не обойтись без крупных форм. На Столвой горе (Мат-лоам) еще совсем недавно происходили грандиозные моления. Сюда приходили молиться не только ингуши, чеченцы, но и осетины из ближайших селений.

Вид на Столовую гору
(Вид на Столовую гору, святилище располагается в середине пологого склона на вершине горы)

Их привлекали местные храмы-святилища, построенные в XV-XVI веках. К 1925 году одно из святилищ, известное под названием "Сусон-дэла" ("Покровитель благородных женщин"), было разрушено. Разрушено и второе святилище — Мятер-дэла (Трон богов), от него остались лишь руины. Некогда оно представляло небольшое здание  с двускатной кровлей в семь ступеней. Над входом было сделано узкое вертикальное отверстие, фасад украшали рога оленей. Внутри святилища имелись ниши, куда возлагались приношения.

Руины святилища Мятер-дэла
(Руины святилища Мятер-дэла, увы от него сейчас осталась просто груда камней)

Третье святилище можно видеть и сейчас. Оно называется Мят-Сели, что означает "Место святилищ". Своей формой здание храма напоминает склеп с двускатной, ступенчатой крышей. Продольные стены слегка наклонены внутрь.

Святилище Мят-Сели

Святилище строго вытянуто с востока на запад. С узких сторон храма устроены два входа. Над дверями устроены узкие световые щели.

Вход в святилище, Мят-Сели
(Вход в святилище, Мят-Сели)

Сейчас с западной стороны вход и щель завалены камнями и мусором, выглядит весьма удручающе.

Вход в святилище с западной стороны, Мят-Сели

Внутри святилище перекрыто сводом, конструкция которого очень интересна: камни противоположных сторон приострены и, слегка нависая над предыдущими рядами кладки, постепенно смыкаются. Помещение разделено аркой на две части, в стенах сделаны жертвенные ниши. Увы, сейчас внутри святилища какие-то "доброжелатели" "облагородили" территорию, поставили столы и стулья, оставили за собой мусор.

Внутри святилища Мят-Сели
(Внутри святилища)

Это небольшое святилище может служить определенным образцом архитектуры ингушских святилищ, разница между которыми заключалась лишь в деталях интерьера. Несмотря на все те нюансы, которые сильно нарушают аутентичность постройки, место обладает совершенно бешеной энергетикой. Тут ты понимаешь все величие ветра, гор, неба, всего мира, а энергетика места делает человека мелкой крупинкой мироздания. Конечно, сюда здорово ходить в два дня, с ночевкой на горе, чтобы встретить рассвет и полежать над звездным небом.

Вид на Джейрахское ущелье от святилища
(Вид на Джейрахское ущелье от святилища)

Ученый археолог В. Ф. Миллер, побывав в Ингушетии в 1886 году, так описывает моления, происходившие у подобных храмов: "В известное время, преимущественно летом,семьи, составляющие одно общество, варят пиво, приготавливают в большом количестве треугольные небольшие лепешки, выбирают баранов и отправляются оправлять праздник к своей родной святыне. Во главе процессии идет старик, одетый обязательно в белую одежду. В руках он держит шест с колокольчиком и белым знаменем. За ним идут женщины, которые поют особый припев „уоллай“. Процессия обходит святыню, причем некоторые ставят в известном месте зажженные восковые свечи. Кланяясь святому месту… обязательно снимают о головы папаху. Перед началом пиршества старики произносят молитвы, в которых просят бога об урожае полей, приплоде скота и всяком благоденствии. Торжество кончается пирушкой, продолжающейся до поздней ночи. Места для сидения возле святилищ были строго распределены между жителями различных селений. И жрец совершая молитву для жителей каждого селения отдельно. Внутрь святилища обычно имел право заходить только жрец. В святилище хранились предметы, необходимые для жертвенных пиршеств: посуда, котлы, вертела."

Святилище Мят-Сели
(Святилище Мят-Сели в  "молоке" надвигающегося ненастья)

В X-XII веках усиливается проповедь христианства среди народов северо-восточной части Кавказа. Проповедь исходила со стороны Грузии, которая к этому времени представляла собой значительное государство. Миссионеры несли в горы не только устную проповедь христианства, распространяли церковные книги и Евангелие, но и стремились воздвигать церкви. Ярким примером такого храма является Тхаба-Ерды. Время возникновения храма точно не установлено. По мнению ученых, возник он где-то в период IX-XI веков. Однако, за более чем тысячелетнюю историю храма он многократно реконструировался и видоизменялся, последний строительный период датируется XV-XVI веком. Этим во многом можно объяснить противоречивость и загадочность его элементов. Дополнительной неразберихи добавляет не всегда качественная реставрация последних 50 лет.

Храм Тхаба-Ерды
(Храм Тхаба-Ерды)

Вдоль западного фасада храма установлена ограда (видна перед храмом на фото выше), на которой высечено множество крестов, а вход оформлен в виде крестообразных колонн. Ограда относится к одному из ранних строительных периодов. За оградой расположен главный вход в храм.

Ограда и ворота вдоль западного фасада, Тхаба-Ерды
(Ограда и ворота вдоль западного фасада. Слева от входа видны два барельефа с изображением святых, справа – барельеф с лучником)

Кресты на ограде, Тхаба-Ерды
(Кресты на камнях ограды)

Здание храма представляет собой постройку со скрытой в ее объемах алтарной частью (апсида не выступает наружу в виде полукружия, что характерно для византийских и русских построек). Помещение храма разделено тремя высокими остроконечными арками на четыре части: притвор, внутренний притвор, трапезную и алтарь. Ныне храм имеет двухскатную кровлю, хотя изнутри заметны следы четырех куполов, а были ли они вынесены наружу неизвестно.

Внутри храма, Тхаба-Ерды
(Внутри храма, фото из книги Б. Мальсагова)

Тхаба-Ерды щедро украшен резным декором в виде карнизов, бордюров и других деталей, выполненных искусным мастером по мягкому известковому конгломерату. Интересно, что карнизы с каждой стороны украшены разным узором.

Узор карниза с северной стороны, Тхаба-Ерды
(Узор карниза с северной стороны. Под карнизом видно камень с петроглифом в виде всадника.)

Узор карниза с южной стороны, Тхаба-Ерды
(Узор карниза с южной стороны)

Узор карниза с восточной стороны, Тхаба-Ерды
(Узор карниза с восточной стороны)

Особенно красив барельефный фриз на западном фасаде храма, где в центре треугольной композиции, обрамленной выпуклым валиком, изображен сидящий человек. Над его головой модель церкви. Это ктитор – основатель храма, который субсидировал строительство. По обе стороны от ктитора две стоящие фигуры: одна в одежде священника, другая с крестом и мечом. Вверху, несколько сбоку над ктитором, была высечена десница со строительным угольником. Над фризом имелось еще три барельефа с ангелами, простирающими руки к описанной сцене. К сожалению, камни с резьбой сохранились лишь частично.

Западный фасад храма, Тхаба-Ерды
(Западный фасад храма)

Барельеф западной стены, литография из книги В.Ф. Миллера, 1888
(Барельеф западной стены, литография из книги В.Ф. Миллера, 1888)

Над окном в алтарной (восточной) части храма расположен еще один барельеф, где изображены 3 человеческих фигуры и очертания какого-то зверя.

Окно с барельефом с восточной стороны храма, Тхаба-Ерды
(Окно с барельефом с восточной стороны храма)

Вообще, храм содержит в себе еще много загадок. Вот, например, на том же восточном фасаде расположен неприметный камень с интересным узором. Что это ? Просто случайный рельеф или образ человека, испытавшего ужас?

Камень с узором на восточном фасаде, Тхаба-Ерды

А вот, например, камень скрывавшийся под травой в основании храма, его нам показал Батыр. Согласитесь, странная символика для православного храма.

Камень в основании храма, Тхаба-Ерды
(Камень с узором в виде крылатого сердца в основании храма)

Если обойти храм со всех сторон, то можно увидеть отдельные кронштейны и камни с барельефами в виде людей и животных. Имеется здесь и типично местный петроглиф в виде всадника (на фото карниза северной стороны).

Камень с изображением барса, Тхаба-Ерды
(Камень с изображением барса на южном фасаде)

Барельефы, изображающие животных, соседствуют с людскими бюстами, возможно это образы святых.

Камни с барельефами, изображающими людей, на западном фасаде, Тхаба-Ерды
(Камни с барельефами, изображающими людей, на западном фасаде)

Южный вход в храм перекрыт изящной аркой, над которой расположены камни с барельефами барса и святого. Первоначально вход украшали резные колонны с аркой, расположенные на двух постаментах. На одном из них высечено сердце (приводил фото выше), на другом – кресты.

Вход в храм с южной стороны, Тхаба-Ерды
(Вход в храм с южной стороны)

Вторая церковь, известная под названием Алби-Ерды, расположенная в этом же районе, немногим отличается от предыдущей. Оба храма относятся к тем очень характерным для средневековой Грузии маленьким церквушкам, что и сейчас стоят на ее путях-дорогах. Видимо, их форма была традиционной для зодчества X-XIII веков. Наличие в них алтарных полукружий не смущало горцев, и церкви успешно служили им в качестве традиционных святилищ. Так, например, храм Тхаба-Ерды уже вскоре после его возведения воспринимался местными жителями как обычное святилище. Здесь собирались жители окрестных селений Эгикал, Таргим, Хамхи и других. Старейшины самых крупных селений занимали четыре отсека в храме и возглавляли моления в честь божества Тхаба (Тхьа) – покровителя всей средней части бассейна реки Ассы. Как и в других святилищах, здесь приносили в жертву скот, а охотники приносили свои трофеи и оставляли стрелы.

Руины храма Алби-Ерды
(Руины храма Алби-Ерды)

Постепенно миссионерская деятельности Грузии начинает ослабевать, финансовые потоки иссякать, и ингуши возвращаются к вере своих предков. Начиная с XVIII века в Ингушетию интенсивно начинает проникать мусульманское вероучение. Вместе с исламом здесь появились арабская письменность и летосчисление. Сначала мусульманство тесно переплетается с местными языческими культами, а затем постепенно вытесняет его. Сейчас не редко можно увидеть картину, когда склеповые могильники соседствуют с мусульманскими захоронениями более позднего периода.

Камень с арабской вязью, Ний
(Могильный камень с арабской вязью на фоне склеповых захоронений)

Для вайнахов средневековья характерны некрополи из склепов. Их называют «солнечные могилы» (малх-каш). Известны склепы различных видов — подземные, полуподземные и наземные. Хуже всего изучены подземные постройки, чаще всего по той причине, что входы в них сейчас обнаружить весьма трудно. Внутри склепа устраивались каменные полки, на которые укладывали умерших. С южной или восточной (солнечной) стороны делался лаз – прямоугольное входное отверстие. Его прикрывали каменной плитой, которую при необходимости отваливали.

Фасады полуподземных склепов выступают из горных склонов. Ложно-сводчатое перекрытие в них доведено до самого верха и камни смыкаются, стыки стен образуют прямые углы, а в погребальной камере внутри помещения можно видеть ниши для приношений. В остальном же оба вида кашей (гробниц) схожи — такие же полки и прямоугольный лаз. Внешний декор у полуподземных склепов встречается редко.

Полуподземный склеп, Эгикал
(Полуподземный склеп, Эгикал)

Третий вид склепов представлен наземными постройками, которые иногда занимают значительные площади, расположенные на склонах выше поселения, а так как камера разделена на два-три этажа, то лаз на первый этаж устроен у самого подножия, на второй — несколько выше и посередине подъема, а на третий этаж — в верхней части склепа. И получается, что лазы, ведущие в такие склепы, расположены по спирали.

Наземный  склеп, Эрзи
(Наземный склеп, Эрзи)

Наземный  склеп, Эгикал
(Наземный склеп с выемчатым узором, Эгикал)

Если заглянуть внутрь склепов, то можно увидеть полки с умершими. Они лежат в вытянутом положении, иногда на плетеных носилках или в прямоугольных гробах, а дети в люльках (ага), сделанных из досок и скрепленных шпонками. Склепы использовались в течение столетий. Останки ранее похороненных, чтобы освободить место, складывали на пол.

Конец пути
(Внутри одного из могильников, Салги)

Возникновение склепов как особого вида усыпальниц часто объясняют малоземельем. Иначе говоря, нехватка удобных площадей для земледелия привела к созданию погребальных сооружений, не занимающих много места. Это не совсем так, если учесть наличие подземных и полуподземных склепов. Вероятно, горцы стремились поместить всех своих предков под крышей одного «общего дома».

Склеповые захоронения, Салги
(Склеповые захоронения в Салги. Особенно интересен склеп с поминальной камерой с левой стороны)

Склеп с поминальной камерой, Салги
(Склеп с поминальной камерой)

Расположение склеповых могильников также объясняется желанием живущих на земле обращаться к силе своих предков. Размещение таких захоронений на возвышенности позволяло людям видеть их из любой точки селения.

Солнечные могильники на склоне горы, Таргим
(Солнечные могильники на склоне горы у селения Таргим)

Удивительно, сколько всего интересного и загадочного переплетено на этом маленьком кусочке горных отрогов, расположенном вдоль бурных рек. Казалось бы, короткий пост о не очень богатых землях, но сколько всего в них скрыто и сколько еще неизведанно. Это сложное сплетение мировых религий и язычества, почитания предков и загробного мира, таинственных символов и ритуалов, все это в одном месте не может не вызывать интерес. Увидеть этот мир изнутри, прочувствовать те изменения, которые в нем происходили с приходом новой религии, прочитать про языческие ритуалы можно в романе "Из тьмы веков" классика ингушской литературы Идриса Базоркина. Очень рекомендую к прочтению, особенно на впечатлениях после посещения Ингушетии.

Источники:
"Каменная летопись страны вайнахов" Азиев, Чахкиев, Марковин.
"В стране башен и легенд" Мальсагов

Еще об Ингушетии.
Путешествие в горную Ингушетию. Общая информация.
Архитектура средневековой Ингушетии. Часть 1. Башенные постройки.
Архитектура средневековой Ингушетии. Часть 3. Селения и замковые комплексы.

Назрановская крепость. Оплот Российской Империи на Северном Кавказе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *