Пярну. Красная башня, городские укрепления и Орденский замок.

Новый Пярну (современный Старый город Пярну) сохранил не слишком много свидетельств времен Ливонского ордена и Ганзейского союза. Последние из наиболее старых зданий были разрушены во время Второй мировой войны. Единственное дошедшее до нас средневековое строение – это Красная башня. Тем не менее, нельзя не рассказать о том, что все еще можно увидеть.

Пярну. Красная башня
Красная башня

Расположенный на левом берегу реки Пярну город Новый Пярну и Старый Пярну на правом берегу, в устье реки Пярну, были в Средние века двумя самостоятельными городами. Новый Пярну оказался на территории Ливонского ордена, Старый Пярну – в Сааре-Ляэнемааском епископстве. Первым, не позднее 1251 года, был основан Старый Пярну (тогда он по-латыни назывался Перона) и стал столицей Сааре-Ляэнемааского епископства. В феврале 1263 года на Старый Пярну напали литовцы и уничтожили его. Оставшиеся без крова горожане поселились на противоположном берегу реки. Там Тевтонский орден построил для их защиты замок, перед которым и стали жить новые поселенцы. В сформировавшийся к 1282 году Ганзейский союз вошел только Новый Пярну. Вся территория Нового Пярну принадлежала его тогдашнему суверену (практически полностью независимый от центральной власти местный правитель, которыми на территории Пярну являлись мастера Ливонских орденов). Новый Пярну, будучи единственным в те времена морским портом Ливонского ордена, входил в союз, вероятно, с самого его основания. Принадлежность к Ганзейскому союзу была важна для торгового города, так как перепродаваемый товар следовало сначала разгружать и складировать в ганзейском городе, что приносило доход местным купцам. Прошение о предоставлении Новому Пярну прав ганзейского города было удовлетворено, скорее всего, именно в интересах Ордена и при его поддержке.

Пярну. Укрепления города в XVI веке
Укрепления города в XVI веке.
Источник http://www.estwar.ee/zamki/21.2.4%20srednevekovye%20ukreplenija%20Parnu.html

Данных о том, в каком году город Пярну обзавелся каменными стенами нет. Очевидно, как и в других ливонских городах, стены возвели в первой половине 14 века. Известно, что город был окружен крепостной стеной со множеством башен. Городские укрепления составляли один комплекс с укреплениями орденского замка.

В начале 16 века городские укрепления города Пярну уже не соответствовали требованиям нового времени. По этой причине магистрат принял решение о модернизации старых укреплений под использования артиллерии. Для этого старые стены Пярну утолщили в два раза и увеличили их высоту. Архитектурные раскопки показывают, что толщина новых стен доходила до 1,8-2 м. Высота стен предположительно могла достигать 8 метров.  Стены Пярну были выстроены из валунов, местами был использован кирпич и известняковые блоки. Стены имели боевой ход с крышей. Старые башни заменили на новые – артиллерийские.

Пярну. Расположение элементов города XVI века на современной карте
Расположение элементов города XVI века на современной карте Источинк https://visitparnu.com/hansa/ru/avasta-hansalinn-paernu/

Красная башня (Punane torn)- единственная часть средневековых укреплений Пярну, которая сохранилась до наших дней.  Свое имя башня получила из-за того, что она была внутри и снаружи облицована красным кирпичом. Внутренняя основа башенных стен была выложена из валунов. В основании Красная башня имела диаметр 10 м.  По данным 1624 годы  башня была 4-этажной. Долгое время нижний этаж, находившийся ниже уровня земли, использовался в качестве городской тюрьмы. Толщина башенных стен в этом месте доходила до 2,3 метров. На втором и третьем этаже башни размещались орудия. В стене второго этажа имелось три бойницы, толщина стены 2,0 м. На третьем этаже было всего две бойницы, толщина стены 1,6 м. Четвертый этаж башни не сохранился, здесь могла находиться открытая платформа. В 1783 году башня была перестроена и стала ниже, в таком виде ее можно увидеть сегодня.

Пярну. Красная башня со стороны улицы Hospidali
Красная башня со стороны улицы Hospidali

В городской стене, обращенной к реке, имелось трое ворот: Малые ворота (Väike värav), Речные ворота (Jõe värav) и Ворота Гильдии (Gilditoa värav).  В восточной стене находились Вильяндиские ворота (Viljandi värav), еще их называли Скотопогонные, так как через них гнали городской скот на пастбище. В южной стене было трое ворот: Береговые (Rannavärav), Рижские (Riia värav) и Святого Духа(Pühavaimu värav), последние были упразднены, после строительства на этом месте артиллерийской башни. Самыми главными городскими воротами считались Рижские ворота. Комплекс оборонительных сооружений Пярну довершал ров с водой. Модернизация городских укреплений продолжалась вплоть до начала Ливонской войны.

Пярну. Иллюстрация. Вид на Новый Пярну по течению реки
Иллюстрация. Вид на Новый Пярну по течению реки. На иллюстрации Новый Пярну изображен гораздо более величественным и роскошным, чем в реальности. Собрание Музея Пярну.

Административными центрами Тевтонского ордена в каждом регионе были орденские замки. Очевидно, у построенного в XIV веке замка был предшественник – возведенное, вероятно, в XIII веке деревянное сооружение. Территория замка в Новом Пярну была примерно в три раза меньше площади города. Орденский замок являлся частью города, однако был отделен стенами и рвом. В центре территории Ордена находилось здание конвента. Здание конвента в Новом Пярну было одним из самых маленьких в Ливонии. Длина стороны квадратного в плане строения составляла 34 метра и являлось типичным образцом архитектуры Ордена.

Пярну. Чертеж здания конвента
Чертеж здания Пярнуского конвента. Собрание Музея Пярну

С 1617 и по 1710 г. Пярну становится шведской крепостью. Новая власть направила свои усилия на укрепление существующих оборонительных сооружений. В 1679 г. за фортификацию Пярну взялся известный специалист – Эрик Дальберг. Новые укрепления, спроектированные им, увеличили территорию крепости в 2,5 раза. Зона бастионов простиралась на 170 м. Кроме того, появились два равелина с лирическими наименованиями «Моргенштерн» («Утренняя звезда») и «Абендштерн» («Вечерняя звезда»). В укреплениях расположили городские ворота (Рижские, Водяные и Таллинские). В процессе строительства новых бастионных укреплений, большая часть средневековых стен была разобрана. В итоге крепость Пярну стала представлять собой семиконечную звезду.

Пярну. Реконструкция шведских бастионных укреплений
Реконструкция шведских бастионных укреплений. Фото из городского музея.

Из оборонительных сооружений XVII века сохранились два бастиона и ров, а также Таллинские ворота, строительство которых было завершено еще в 1678 г. при Эрике Дальберге. Это единственные ворота подобного типа, которые сохранились в странах Прибалтики. Главный фасад Таллинских ворот в стиле барокко обращен к югу, к выходу из города. Ворота запирались тройными дверями: наружной двухстворчатой на крепких кованых петлях, второй, подвешенной в проходе, а со стороны города еще одной двустворчатой дверью. По бокам проезда находились склады для боеприпасов.

Пярну. Таллинские ворота
Таллинские ворота. Главный фасад.

Источники

https://visitparnu.com/hansa/

http://www.estwar.ee/zamki

http://castle.lv/est/pjarnu.html

Укрепления Таллина. Нижний город

Строительство городских укреплений началось во второй половине XIII века, при правлении Маргариты Померанской, королевы Дании. Уникальная женщина, регент Дании на протяжении 5 лет. Ее сын-король сделал ее правящей графиней Эстляндии пожизненно. По этой причине укрепления также назывались стенами Маргариты. В 1310 году датский губернатор Йоханнес Канне инициировал первое расширение и укрепление городских стен, которое продолжалось в течение XIV века, в результате чего Таллин был одним из лучших укрепленных городов на Балтике в средние века. В 17 веке, под шведским владычеством, укрепления были модернизированы в ранней современной системе бастионов, адаптированной к использованию артиллерии. Однако старые оборонительные стены все еще функционировали. В середине девятнадцатого века, как и в других городах, начался демонтаж городских укреплений, к счастью, сохранив значительную их часть для потомков.

Вид на северо-западную часть укреплений и церковь Святого Олафа

Венсенс – укрепленная королевская резиденция.

В начале Столетней войны король Франции Иоанн II Добрый начал строительство донжона в Венсенском лесу на месте королевского охотничьего дома. Укрепление закончил его сын Карл V Мудрый в 1370 году. Крепость представляла собой стену с 9 оборонительными башнями, построенную вокруг донжона и поместья. В силу своей достаточно специфичной конструкции Венсен нельзя назвать замком или крепостью, это укрепленная королевская резиденция, которая служила французским монархам вплоть до переезда резиденции в Версаль в 1682 году.

Гравюра Жака Андруэ Дюсерсо (1576 год)
Венсенский замок. Гравюра Жака Андруэ Дюсерсо (1576 год)

Во времена Французской революции Наполеон использовал комплекс как арсенал, в этом время башни были опущены до уровня стен и приспособлены для артиллерийских орудий.

План - реконструкция. Фото из часовни Сен-Шапель
План – реконструкция. Фото из часовни Сент-Шапель

Главное здание всего комплекса – донжон. Это огромная квадратная башня, окруженная четырьмя угловыми башнями. Она разделена на шесть этажей с комнатами, арки которых опираются на единственную стройную центральную колонну.

Венсенский замок на миниатюре Жана Фуке «Иов и его лживые утешители» из «Часослова Этьена Шевалье», 1452-1460 гг.
Венсенский замок на миниатюре Жана Фуке «Иов и его лживые утешители» из «Часослова Этьена Шевалье», 1452-1460 гг.

Каждый этаж имеет одинаковую планировку, с огромным центральным залом и комнатами в каждой угловой башне. Высота башни 50 метров, это самая высокая средневековая башня-донжон во Франции. Ее важной особенностью являлось то, что в отличии от главных башен, которые строились ранее, она выполняла не только оборонительную, но и жилую функцию. Причем размещала не военный гарнизон, а королевские покои.

Венсенский замок. Общий вид донжона
Общий вид донжона

Донжон дополнительно защищен стеной и глубоким рвом, который заполнялся водой.

Венсенский замок. Внешние стены и ров донжона
Внешние стены и ров донжона

На углах внешних стен расположены небольшие смотровые башенки, на верхнем уровне стен – боевые ходы с бойницами. В средние века боевые ходы не имели крыши.

Венсенский замок. Угловая башня внешнего периметра стен дожнона
Угловая башня внешнего периметра стен дожнона

Боевой ход выступает за периметр стен и образует машикули.

Венсенский замок. Боевой ход внешнего периметра стен донжона
Боевой ход внешнего периметра стен донжона. Отверстие машикулей прикрыты решеткой по правой стене.

Проход с основной территории резиденции в донжон осуществляется через каменный мост, последняя секция которого подъемная.

Венсенский замок. Мост, ведущий в донжон
Мост, ведущий в донжон

Вход в донжон оформлен в виде шатле – ворота с двумя фланкирующими башнями. По центру на втором этаже расположено окно кабинета короля. Под ним можно разглядеть нишу, в которой раньше располагалась скульптурная композиция. Считается, что скульптуры изображали Карла V, его жену и святого Христофора. Над окном расположена консоль, где когда-то располагалась скульптура Троицы, которая как бы защищало место работы короля.

Вход-шатле через внешние стены донжона, Под вытянутым окном второго этажа расположены ниши для скульптур.
Венсенский замок. Вход через внешние стены донжона
Вход через внешние стены донжона

К шатле с внутренней стороны примыкает лестница, через которую осуществлялся доступ на разные уровни самого шатле, к боевому ходу внешнего периметра стен и на колокольню.

Венсенский замок. Шатле, лестница и колокольня со стороны донжона
Шатле, лестница и колокольня со стороны донжона

На колокольне в верхней части лестницы находится копия часового колокола. В 1369 году Карл V установил в этом месте механические часы, которые имели большой колокол, который призывал верующих на ежедневные службы. Понятно, что в то время такие устройства были очень дорогими и редкими. Так в Париже первые публичные механические часы были установлены в 1370 году в дворце Сите. Оригинальный колокол сейчас находится в часовне Сент-Шапель.

Венсенский замок. Оригинальный колокол в часовне
Оригинальный колокол в часовне

Удивительным фактом является то, что на втором этаже шатле располагалась не какая-нибудь караульная комната, а кабинет короля. Карл V раньше работал и принимал посетителей в этой комнате, ему помогали два секретаря в двух соседних башенках. Комната по размерам совсем крохотная (2 на 3 метра).

Единственный входом в дожон был пешеходный мост, ведущий от второго этажа шатле до донжона, то есть по сути от кабинета короля в его апартаменты.

Венсенский замок. Пешеходный мост, ведущий донжон. Вид от доножона
Пешеходный мост, ведущий донжон. Вид от доножона

Вследствие представительской функции строения донжон имеет интересный декор. Так на скульптурных консолях, обрамляющих окна второго и третьего этажей, можно разглядеть ангельских музыкантов, пророков и фантастических персонажей.

Венсенский замок. Мост от ворот в донжон, внешний декор донжона
Пешеходный мост в донжон и его внешний декор
Венсенский замок. Донжон в разрезе
Донжон в разрезе. 1 – мост 2 – винтовая лестница 3 – зал заседаний 4 – жилые помещения короля

Зал заседаний, в котором в настоящее время демонстрируется фильм, рассказывающий об истории замка во времена Карла V, первоначально использовался в качестве места для официальных приемов и рабочих встреч между монархом и его советниками. При необходимости он использовался как спальня для королевы или его друзей и родственников.

Венсенский замок. Зал советов
Зал заседаний. Фото не мое. Источник.

Юго-восточную башню занимает широкая и обширная лестница. Она ведет на второй этаж королевских покоев. В отличии от винтовых лестниц оборонительных сооружений – эта лестница хорошо освещена четырьмя большими окнами и имеет ширину более 3 метров.

Венсенский замок. Винтовая лестница донжона
Винтовая лестница донжона. Источник.

В спальне в центральной комнате на втором этаже есть красивый камин. Король обычно складывал свои лучшие рукописи в сундук, расположенный в углублении западного окна. Это одна из немногих средневековой королевской резиденции сохранившая оригинальную планировку.

Венсенский замок. Личные покои короля
Личные покои короля

Рядом с покоями короля в северо-восточной башне расположена небольшая часовня с красивым, высоким сводом.

Венсенский замок. Свод королевской часовни
Свод королевской часовни

В северо-западной башне располагалась сокровищница, которая хранила мешки с золотом и лучшие работы Карла V из золота и серебра. Там же расположен небольшой кабинет короля с видом на Париж.

Венсенский замок. Между круглой северо-западной и прямоугольной башней на втором этаже встроен кабинет короля
Между круглой северо-западной и прямоугольной башней на втором этаже встроен кабинет короля

На первом этаже находится оригинальный колодец. Помещения первого этажа изначально служили складом, но в XVI веке использовались в качестве тюрьмы.

Венсенский замок. Колодец первого этажа
Колодец первого этажа

Прямоугольная “башня” как бы пристроенная к донжону действительно является более поздней перестройкой Карла V. Она была необходима для организации уборных в королевских покоях.

Венсенский замок. Общий вид, в правой части видна прямоугольная пристройка
Общий вид, в правой части донжона видна прямоугольная пристройка-башня

Заложенная Карлом V в 1379 году часовня построена по образцу Сент-Шапель во Дворце Сите в Париже, хотя она имеет только один этаж.

Венсенский замок. Часовня Сент-Шапель с южной стороны
Часовня Сент-Шапель с южной стороны

Работа, начатая во время правления Карла V, была продолжена при Карле VI и завершена много позже при Генрихе II (1547-1559).

Венсенский замок. Сент-Шапель, внутреннее убранство
Сент-Шапель, внутреннее убранство

Западный фасад демонстрирует мастерство каменщиков начала XV века.

Венсенский замок. Сент-Шапель, западный фасад
Сент-Шапель, западный фасад

Как я показывал выше, помимо периметра стен, окружавших донжон, всю резиденцию защищает так же внешний периметр укреплений. Стена была частью великого плана Карла V по превращению Винсенса в настоящий укрепленный город. Протяженность 1100 метров и разметка с девятью башнями защищают обширную территорию, где жили несколько сотен человек.

Венсенский замок. Внешние стены
Внешние стены

Башни высотой 40-42 метра использовались как жилые помещения и защитные сооружения. Семь из них были снесены до уровня стен, чтобы расположить на них пушки, во времена когда Наполеон I превратил Винсенс в военную крепость.

Венсенский замок. Одна из башен внешних укреплений
Одна из башен внешних укреплений

Деревенская Башня, служившая входом в комплекс с южной стороны, является главными воротами и сохранила свой первоначальный вид и высоту.

Венсенский замок. Деревенская башня со стороны города
Деревенская башня со стороны города

Проход в башню защищен подъемным мостом, который перекинут через глубокий ров. Внешний фасад когда-то был украшен статуями по примеру шатле укреплений донжона, над проходом видны пять ниш для статуй.

Венсенский замок. Проход в Деревенскую башню
Проход в Деревенскую башню

Попасть на территорию резиденции можно было еще через два входа с вострочной (башня Les Salves) и северной (башня Le Bois) стороны. Они представляли собой такие же ворота с разводными мостами, которые были украшены скульптурами.

Венсенский замок. Деревенская башня со стороны резиденции
Деревенская башня со стороны резиденции

В целом, Венсенский замок является уникальным в своем роде сооружением, сочетающим в себе черты укрепления и королевской резиденции, которое привнесло множество новых тенденций в оборонительную архитектуру средних веков.

Замок Сен-Флоре

Продолжая тему небольших овернских замков покажу руины в коммуне Сен-Флоре (Saint-Floret). Замок в коммуне был построен в начале XIII веке на небольшом скалистом выступе. От него сохранился дожнон и зал с фресками, датируемые XIV веком.

Общий вид на замок
Общий вид на замок

Донжон был построен по так называемому “филиппскому” плану, соответствующему королевской схеме, введенной в Оверни в первой трети XIII века после завоевания этих земель Филиппом II и их включения во Французское королевство. На верхнем уровне располагалась зубчатая навесная галерея крытая остроконечной крышей. Донжон был обнесен стеной с небольшими башнями. Внутри периметра стен располагались жилые постройки. Структуру замка хорошо видно на рисунке из книги Гийома Ревеля ( Guillaume Revel, “Registre d’armes”), рисунок датируется 1450 годом.

Сен-Флоре. Рисунок замка и города из книги Гийома Ревеля (XV век)
Рисунок замка и города из книги гербовника Оверни Гийома Ревеля (XV век). Источник
Изображение и план замка на информационном стенде в комнате с фресками

Немного вернемся к донжонам “филиппского” типа. С приходом к власти во Франции Филиппа Августа символом королевской власти стала считаться башня Лувра, имевшая простую цилиндрическую форму с конусообразной крышей. Эта форма башни, как символ власти короны над вассалами, благодаря политическому весу Филиппа стала навязываться владельцам замков и распространяться повсеместно. Только в Оверни подобные донжоны встречаются в замках Монпейру, Турноэль, Шампекс и многих других. В XV веке такая форма (конус на цилиндре) во Франции считалась канонической.

Сен-Флоре. Лувр при Филиппе Августе
Лувр при Филиппе Августе
Сен-Флоре. Донжон
Донжон

Квадратное массивное жилое здание замка начали возводить в XIII веке. На каждом углу здания была расположена небольшая круглая башенка с дозорными окнами. Однако, основная функция здания несомненно жилая, а не оборонительная.

Сен-Флоре. Северный угол жилого здания с дозорной башней
Северный угол жилого здания с дозорной башней

C южной стороны жилого здания расположен вход в так называемый Зал Явления или Рыцарский Зал. Он использовался для больших мероприятий (праздников и банкетов), служил приемной и залом суда. Он должен был демонстрировать силу, богатство, могущество и образованность хозяина замка, что вполне отражено в его внутреннем убранстве.

Сен-Флоре. Южный угол жилого здания.
Южный угол жилого здания. За лестницей расположен вход в Рыцарский Зал

Этот зал считают одним из самых красивых сохранившихся готических гражданских помещений во Франции. Свод комнаты опирается на 12 трехлопастных ребер. Сам свод ранее был усыпан звездами. Основания ребер лежат на консолях на высоте около 2 метров над полом. Все консоли резные с изображение различных лиц и персонажей.

Сен-Флоре. Резная консоль Рыцарского зала
Резная консоль Рыцарского зала

Вершины ребер сходятся в замковом камне, который представляет из себя солнце с человеческим лицом из которого исходят его лучи. На северной и южной стенах зала изображены фрески с изображением сцен из романов про Тристана и Изольду, очень популярных в XIII-XIV веках. Степень сохранности фресок делает замок Сен-Флоре уникальным памятником.

Сен-Флоре. Свод Рыцарского зала
Свод Рыцарского зала
Сен-Флоре. Стена Рыцарского зала с камином и фресками
Стена Рыцарского зала с камином и фресками

На уровне выше находиться еще одна комната. Эта комната имеет отдельный вход и к ней ведет достаточно крутая лестница (та самая, которую видно на фото южного фасада жилого здания).

Сен-Флоре. Жилое здание.
Жилое здание. Внизу уходит лестница в сторону города. Дверь слева – вход в жилые покои. Вход в Рыцарский зал не видно, он по лестнице ниже.

Предполагается, что эта комната была жилищем хозяина. Здесь ели, играли, занимались хозяйственными делами, читали и так далее. Высота арочного свода достигала 8 метров, свод не сохранился, рухнул в XIX веке. Комната являлась достаточно богато оформленной, но конечно скромнее Рыцарского зала.

Сен-Флоре. Жилая комната
Жилая комната. На полу оригинальное покрытие из квадратных булыжников, на правой стене дымоход камина, на стене по центру консоль арочного свода, в углу дверка в уборную.

Крепость была разрушена во время одного из гугенотских восстаний войсками кардинала Ришелье в 1630-х годах, как и многие другие крепости Оверни.

С крепости открывается прекрасный вид на город.

Сен-Флоре. Вид на город
Вид на город

Источники

http://jean.dif.free.fr/Chatover/StFloretC/Saint-Floret.html

https://issuu.com/watra/docs/zamky_9c0e61d2f0abed

Замок Дофин в Понтжибо

Так уж сложилось, что из всего богатства французских земель мне довелось посмотреть район Пую-де-Дом (Puy-de-Dôme) в Оверни. Эта красивая местность знаменита своими вулканами и богата небольшими и не очень известными широкому кругу путешественников замками, которые в большей своей части являлись жилищем небольших феодалов.

Ярким примером такого замка стал Дофин (Dauphin) в коммуне Понтжибо (Pontgibaud). Он является очень хорошо сохранившимся примером средневековой военной архитектуры, построенной в XII веке Робертом Дофином, графом Оверни, для защиты моста через реку Сиуль и перестроенном в XV веке фельдмаршалом Гильбертом III де Ла Файеттом. Из всего оборонительного комплекса сохранился сам замок с донжоном и шесть башен внешнего периметра укреплений..
Сейчас в нем живут потомки семьи Море де Понжибо, которые владеют им с 1756 года. 

Замок Дофин. Общий вид замка
Вид на южную часть замка

Великая стена республики Дубровник. Оборонительные сооружения Стона.

Строительство этих великолепных стен началось во второй половине XIV после вхождения Стона в состав Республики Дубровник. Выгодное расположение этого места на узком участке суши, соединяющим полуостров Пелешац с материком, позволяло как защищать республику от нападений со стороны моря, так и оборонять полуостров. Дополнительным фактором, определившим создание столь мощных укреплений являлось наличие в Стоне крупного соляного прииска, который приносил владельцам весьма не малые доходы.

Стон. Общий вид на стены
Общий вид на южную часть оборонительной системы. Внизу крепость Veliki Kastio, над ней полукруглый бастион Stovis, на вершине горы крепость Podzvizd.

Балкария. Часть 1. Безенги

Свой рассказ о башнях Балкарии я начну  с Хуламо-Безенгийского ущелья, основные постройки которого расположены в окрестностях села Безенги. Оно далеко не такое представительное в части количества сохранившихся построек, как Черекское, но интересно своей разноплановостью. Ущелье это достаточно суровое, условия жизни там не простые, поэтому, что сейчас, что в средние века людей там жило не так много. Соответственно и архитектурных объектов сохранилось единицы, а точнее всего три. Однако все они абсолютно разноплановые и в своем роде достаточно уникальные. Хочу отметить, что в отличии от башен Ингушетии, о которых я писал в прошлом году, Балкарские башни сохранились значительно хуже и в большей своей части в виде руин. Мой главный семейный рецензент сказала, что ничего не понимает в груде этих камней, поэтому под кат приглашаются люди, которые не равнодушны к руинам.

Безенги. Башня Ак-Кала, вид со стороны дороги

Башня Ак-Кала, вид со стороны дороги (восточная и северная сторона)

Городские укрепления Корчулы

В продолжении своего рассказах об укреплениях республики Дубровник не могу не упомянуть о средневековом укрепленном городе Корчула расположенном на одноименном острове. Несмотря на то, что он являлся частью республики всего 8 лет и значительную часть времени принадлежал Венецианцам, этот остров нельзя обойти вниманием. Во-первых, его стратегическое расположение и влияние распространялась на все близлежащие территории, в том числе и Дубровник. Во-вторых, это прекрасный образец венецианской фортификационной и гражданской архитектуры XIV века.

Корчула. Общий вид на город

Общий вид на город

Крепость Сокол-град в Конавле

Крепость Сокола вырастает из высокой отвесной скалы, расположенной в исторической области Конавле, недалеко от селения Дунаве (Dunave). Такое расположение позволяло контролировать дорогу в сторону Герцеговины и внутренних Балканских регионов. По этой причине различные укрепления на этом месте существовали еще с античных времен. Крепость в нынешнем виде была возведена на базе старых укреплений в эпоху Дубровницкой республики в XV веке.

Сокол-Град. Вид на западную часть крепости

Вид на западную часть крепости

Смоленская крепостная стена. Часть 2 – башни

Как я уже рассказывал в первой части, в крепостной стене было устроено 38 башен. Они завершались шатровой деревянной кровлей, опиравшейся на зубцы с бойницами.  Среднее расстояние между башнями равнялось 158 метрам. С южной стороны, где местность открытая, они были расположены чаще. По форме они делились на шестнадцатигранные (их было 16), четырёхугольные малые и большие. Из последних девять были воротными.

Башня Орел (9) со стороны Авраамиевских ворот
(Башня Орел (9) со стороны Авраамиевских ворот)