Путешествие в горную Ингушетию. Общая информация.

Рассказ об этому удивительном путешествии я начну с двух главных вопросов, которые мне задавали, наверное, все, кто узнавал о моих планах поехать в Ингушетии. Эти же вопросы мне задавало большинство местных жителей. С этих же вопросов началось планирование всего путешествия.
Вопрос первый. Почему именно Ингушетия ?
Тут сошлись во едино сразу несколько факторов. Во-первых, путешествуя в очередной раз по просторам Европы, я поймал себя на мысли, что совсем не знаю свою страну дальше центрального региона и это грустно. Во-вторых, очень тянуло в горы, горы завораживают и упорядочивают мысли, развеивают всякий мусор в голове, а это было жизненно необходимо. Но просто так, не имея интересной цели, ходить по горам не так интересно, поэтому было желание увязать это путешествие с моим главным увлечением – средневековыми укреплениями. Так, зона моих интересов устремилась на Кавказ.

Вид на Цей-Лоамский хребет со стороны Салгинского ущелья
(Вид на Цей-Лоамский хребет со стороны Салгинского ущелья)

Что я знал о Кавказе до путешествия в культурном и историческом плане ? Да практически ничего и не знал. Горстка навязанных стереотипов, да какие-то общие представления. Знал я о том, что где-то в Дагестане есть древняя крепость Нарын-Кала, внесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С нее я и начал свои поиски, в результате которых я обратил внимания на башенную архитектуру Кавказа. И эта тема меня увлекла, поскольку подобных сооружений я до этого никогда не встречал. Так тропа любопытства вывела меня на блог и его ресурс Открытый Кавказ. После посещения этого ресурса очень сложно остаться равнодушным к местным красотам и памятникам, поэтому идея с путешествием в Ингушетию засела в мою голову накрепко.

Башни селения Таргим
(Башни селения Таргим)

Далее возникает второй вопрос. Безопасность. Многие спрашивали меня, не страшно ли было ехать, как отнеслись родные и близкие ? Несмотря на то, что я не смотрю зомбоящик и стараюсь думать своей головой, все же отголоски заголовков о террористах, КТО и прочей полезной и не очень информации сидели в моей голове. Тут надо сказать, что в современном мире вообще нет абсолютно безопасных мест. Риски есть всегда, это касается и путешествий, которые всегда сопряжены с использованием транспорта, посещением мест с большим скоплением людей, изменением климатической зоны, общением с людьми неизвестного нрава и т.д. и т.п. Любое путешествие – это минимизация рисков для приемлемого для себя уровня. Соответственно все мои рассуждения на тему безопасности путешествия носят исключительно информационный характер и относятся к приемлемым лично для МЕНЯ рискам.
Первым делом я просмотрел доступные отзывы других путешественников, которые посещали республику в последнее время и были близки к тому формату, который планировался. Тут и тут отчеты, которые меня особенно впечатлили. Есть и другие, негативного опыта мною нигде встречено не было. Также я просмотрел информационные ресурсы на предмет каких-то негативных новостей за последнее время. В итоге, таких сообщений за последние 3 года можно встретить единицы и они относятся к равнинным районам или глухим территориям Сунженского района, куда я совсем не собирался. Джейрахский же район, где планировалась основная часть путешествия, вообще является приграничным с Грузией, там несколько пограничных застав, входы и выходы из него серьезно охраняются Российскими военными.
За всю поездку самым опасным моментом для нас были, пожалуй, 20 минут на местном такси от Магаса до аэропорта в древней 99-ой на скорости 120 км/ч под проливным дождем. Да, в дороге тут надо быть аккуратнее. Пристегивайтесь и выбирайте проверенных водителей.
Таким образом, для себя я решил, что при соблюдении элементарных правил безопасности и в сопровождении местного проводника, вся эта затея может считаться вполне безопасной.

По пути на Столовую гору. Вид на Джейрахское ущелье и Казбек
(По пути на Столовую гору. Вид на Джейрахское ущелье и Казбек)

По результатам поездки могу сказать, что людей с оружием я видел всего несколько раз – проезжая блок-посты на въезде и выезде в приграничную зону, а также в районе селения Цори, где вообще отсутствуют местные жители, у нас проверили документы пограничники. Да, документы с собой носить надо обязательно, все же режим приграничной зоны обязывает.
Общение же с местными жителями вообще приносит лишь положительные эмоции. Для них вы, во-первых – гость, а гостеприимство – это одна из наиболее ярких черт кавказских народов, причем читать об этом и прочувствовать это на себе – совсем разные вещи. А во-вторых, Вы – турист, а развивать туризм в этом районе хотят если не все, то очень многие, включая жителей окрестных сел. За время, проведенное в горах, нас множество раз пытались усадить за стол и накормить, подвезти – даже если не по пути, и просто улыбались, интересовались все ли хорошо, проявляли внимание.

По дороге к Цори
(По дороге к Цори)

Решив для себя, что поездке в горную Ингушетию непременно быть, я занялся подготовкой к ней. Для начала необходимо было определиться с форматом путешествия (программа к тому времени у меня была уже примерно расписана, о ней чуть позже). Групповые туры, как собственно и всегда, охватывают основные достопримечательности – Эгикал, Таргим, Вовнушки, Тхаба Ерды и пропускают самое интересное – маленькие поселения и удаленные районы со своими удивительными особенностями. Такие туры я не рассматривал вообще.
Ехать самостоятельно тоже оказывалось проблемно. Понятно, что общественный транспорт в районе фактически отсутствует. Есть несколько автобусов из Назрани в Джейрах через Владикавказ и маршрутка Джейрах – Гули. Внятное расписание нужно уточнять у местных жителей. Добраться же до удаленных районов Цоринского или Салгинского ущелий можно только на внедорожнике. В итоге, было решено искать турагенство, которое сможет организовать индивидуальный тур. Такое решение снимало вопрос с транспортом, снижало риски за счет постоянного присутствия местного гида, а также давало некоторые гарантии в случае возникновения проблем с гидом за счет подписанного договора.

Башенный комплекс Эрзи
(Башенный комплекс Эрзи)

Поиск такого турагенства оказался не так прост. Запрос с наброском программы я отправил в 5-6 компаний. Ответ получил только от двух, еще одни ребята ответили через несколько недель, когда я уже фактически определился с поездкой. Из двух ответов один совсем не влезал в мой не слишком пухлый бюджет. В итоге, поездку нам организовывала замечательная девушка Юля из компании Сан-Трек. Она оперативно отвечала на все мои вопросы, слушала и корректировала мои хотелки, и, в целом, произвела впечатление надежного человека. О них же есть положительный отзыв в одном из отчетов, на которые я ссылался выше. Юля обещала нам самого лучшего гида с историческим образованием на комфортном внедорожнике. Я, конечно, с улыбкой отнесся к таким обещаниям, ну кто же будет говорить, что гид – скучен, а УАЗик тоже может быть комфортным внедорожником. Реальность пробила все мои ожидания. Наш гид Батыр Мальсагов впечатлил и меня и супругу в первый же день, о нем я расскажу чуть позже. А комфортным внедорожником оказался Mitsubishi Pajero, завозивший нас в самые невероятные места.

Пикник у Бейни после подъема на Столовую гору
(Пикник у Бейни после подъема на Столовую гору и наш верный транспорт)

Вопрос с жильем я предпочел решать самостоятельно. Ну то есть решать – это громко сказано. Реальной альтернативы комплексу ЛОК “Армхи” в Джейрахском районе просто нет. Уже будучи в Ингушетии я узнал, что есть небольшая гостиница на перевале Цой-Лоам, а также можно остановится в гостевых домах местных жителей с приличными условиями проживания. Но никакой информации в интернете на эту тему не было, и для первой поездки такие варианты вряд ли подойдут. Если мне доведется попасть в горную Ингушетию еще раз (надеюсь, что это случится), я бы выбрал проживание в гостевом доме. Мой отзыв о ЛОКе тут. Для наших потребностей отель был вполне подходящим.

Вид на Столовую горы из окна нашего номера
(Вид на Столовую горы из окна нашего номера)

Добраться до заветных мест сейчас можно просто и не дорого. Аэропорты Беслан и Магас находятся примерно на равном расстоянии от Армхи, туда прилетают несколько рейсов из Москвы. В Магас летает Победа и Ютэйр, в Беслан еще и S7. Выбирал рейсы удобные по времени, S7 не рассматривал в силу дороговизны (почему-то билеты у них стояли в 1.5 раза дороже, чем у конкурентов, хотя летать это авиакомпанией я очень люблю). В итоге, из Москвы мы летели дневным рейсом Победы в Магас. Обратно – вечерним рейсом той же Победы из Беслана. При прочих равных, аэропорт Магаса новее, уютнее и приятнее. ЖД транспорт не рассматривал, т.к. по времени – долго, а по цене плацкарт практически не отличается от цен на самолет. В аэропорту нас встречал гид, поэтому расценок на такси не знаю. Добраться до Джейраха на общественном транспорте теоретически можно, практически – очень и очень не просто.

Аэропорт Магас
(Аэропорт Магас)

Далее в общих чертах о самом маршруте.

День 1. Джейрахское ущелье. Фуртоугский водопад, далее пешком от селения Фуртоуг до Бейни через Духаргишт и Харп. После обеда Ляжгинский водопад и селение Эрзи.

Фуртоугский водопад
(Фуртоугский водопад)

Селение Харп
(Селение Харп)

День 2. Галгаевское ущелье и Таргимская котловина. Перевал Цой-Лоам, Кели, Вовнушки, храм Тхаба Ерды, Таргим, Эгикал и множество селений по дороге. Вообще Трагимская котловина – это центр башенной архитектуры Ингушетии и башни там возвышаются за каждым поворотом. Интересно, что в этот день компанию нам составил интересный собеседник , об этом дне он немного рассказывал у себя в журнале.

Вовнушки
(Вовнушки)

Храм Тхаба-Ерды
(Храм Тхаба-Ерды)

День 3. Пялинг, Ний, Цори. Пожалуй, самый потрясающий день поездки. Пялинг и Ний обладают множеством интересных деталей, которые более нигде не встречаются. Цори – огромное селение со своим колоритом. Кроме того – это абсолютно глухие места, где живут всего несколько человек, а природные рельефы разительно отличаются от того, что мы видели в предыдущие дни. Правда дорога туда не проста и не близка, нужен нормальный полноприводный автомобиль и умелый водитель. Но увиденное превосходит все ожидания.

Башни селения Ний
(Башни селения Ний)

По пути к Цори
(По пути к Цори)

День 4 мы планировали провести в ЛОКе, однако в силу того, что как курорт Армхи для нас не состоялся, и все интересные нам места были закрыты, там мы смогли провести только пол дня. Более того, в этот день в Армхи проходило заседание местных властных структур под предвательством Главы республики, поэтому мы решили пойти прогуляться в сторону ближайших поселений. Добрались до селения Ляжги (подвез местный житель, вообще с автостопом там проблем нет), забрались к одинокой башня Эжерте, откуда открываются красивые виды. Дальше можно было идти по верху ущелья в сторону Эрзи через Морч и Кошк, но ощутимо портилась погода, поэтому мы были вынуждены спустится к реке Армхи и возвращаться в ЛОК. Вечером сидели на лавочке и смотрели как на горы надвигается гроза, зрелище, скажу я вам, потрясающее.

Башня Эжерти
(Сигнальная башня Эжерти)

Селение Ляжги
(Селение Ляжги)

В 5-ый день мы совершили восхождение на Столовую гору. Подробно том, как совершить подобное восхождение можно почитать у Тимура Агирова.
Этот день подарил нам еще одну гамму новых эмоций и впечатлений. Целью восхождения было святилище Мят-Сели, на самый пик подниматься мы не собирались. Но и этот относительно не большой подъем для нашей офисной физической формы был приличным испытанием. Супруга поднималась не просто, несмотря на то, что мы готовились и 3 дня до этого проходили Лестницу Здоровья (1780 ступенек) в ЛОКе туда и обратно каждый день. Неспешный подъем за разговорами с нашим гидом занял 4 часа. Во время подъема, пока солнце еще не взошло высоко, открывались красивые виды на Казбек и ущелье. Наверху у святилища мы провели около часа. Это место с удивительно энергетикой, реально ощущаешь себя на вершине мира, а рядом с тобой гордо парят орлы. Удивило меня правда состояние самого святилища, странно было видеть такое отношение местных властей к памяти своего народа. Внутри святилища, видимо из “благих” целей поставили скамейки и стол, где предыдущие посетители оставили после себя гору непонятного мусора. Но если с нерадивыми туристами, к сожалению, сделать что-то сложно, то зачем устраивать харчевню в святилище, куда в не столь далекие времена мог заходить только жрец, совершенно не ясно. Отношение к месту также видно по тому, как заделан оконный проем. Он забит камнем вперемешку с целлофаном и прочим мусором, выглядит это, по меньшей мере, странно. Спустились мы значительно быстрее, где-то за 2 часа. Я нашел в себе силы немного полазить по башням Бейни, а супруга и Батыр пили чай на полянке около селения.
ВАЖНО! Подъем на гору доступен большинству людей без острых сердечных-сосудистых проблем, главное не торопиться и подниматься в свое удовольствие. Однако, обязательно берите с собой треккинговые (или обычные) палки, это сильно облегчит и подъем, и спуск. Также рекомендую иметь обувь с нормальным протектором на подошве – дорога достаточно сыпучая. Нагрузка на колени на спуске приличная, так что при необходимости одевайте эластичные наколенники.

Серпантин по пути на гору
(Серпантин по пути на гору. Примерно по такой же дороге поднимались ингуши к святилищу своего бога)

Святилище Мят-Сели
(Святилище Мят-Сели)

Вид со Столовой горы на Цей-Лоамский хребет
(Вид со Столовой горы на Цей-Лоамский хребет)

День 6 запомнился не только уютным и скрытым от мира Салгинским ущельем, но и погодой, которая к обеду накрыла горы плотными молочными облаками. Свернув с основной дороги мы остановились у сторожевой башни Магой-Джел, которая связывала Салгинское и Галгаевское ущелье. Она интересна своим расположением и тем, что непосредственно под ней располагалось укрытие для овец. Дальше мы спустились к центру ущелья через Гу к башням Салги. В этом селении помимо башен прекрасно сохранились склеповые захоронения с достаточно редкой гробницей, имеющей стрельчатый притвор. Чтобы попасть в соседние поселения необходимо было вернуться обратно, практически к Магой-Джел, и ехать другой дорогой через лес. В этой части ущелья расположен большой башенный комплекс Лялах. Хяни мы посмотрели лишь с дороги, поскольку погода портилась и спускаться времени уже не было. Хочу отметить, что дороги в этих местах совсем плохие. После дождя проехать там будет крайне сложно, а в сухую погоду они доступны полноприводным машинам. К сожалению, начинавшийся дождь не дал нам пройти от Лялах в сторону Салги вдоль русла реки, однако, при наличии времени такой поход будет очень интересен.

Сигнальная башня Магой-Джел
(Сигнальная башня Магой-Джел)

Солнечные могильники в Салги
(Солнечные могильники в Салги)

Башни селения Лялах
(Башни селения Лялах)

Последний день своего путешествия мы начали с дороги на равнинную часть через Ассинское ущелье. Асса – река бурная, ущелье очень узкое и живописное. Вход и выход из него охраняют старые башни Гаги-Галаш. Дорога из Армхи до Назрани через ущелье с остановками в интересных местах заняла около 3 часов. В Назрани мы посмотрели крепость. Увы, она в удручающем состоянии, на ее территории находится больница, а мер по ее сохранению не видно совсем. Несмотря на это, крепость будет интересна любителем фортификации как редкий экземпляр малых крепостей Российской Империи на Кавказе. Но особенное впечатление на меня произвел в этот день Мемориал памяти и славы. Сам по себе он вряд ли расскажет многое простому путешественнику, поэтому обязательно походите по нему с гидом или экскурсией. За монументальными памятниками и скульптурами, за мемориальными плитами скрывается вся совместная история России и Ингушетии, о которой может рассказать только хороший гид. Только гид расскажет о тех людях, которые отличились в рядах армии Российской Империи, о защитниках Брестской крепости, о героях современной России, о всех тех людях, имена который выбиты на грание плит. Главный же элемент мемориала посвящен одной из трагичных страниц нашей совместной истории – депортации народов времен Великйой Отечественной войны. И, пожалуй, это то событие, которое очень важно пропустить через себя. Прочувствовать отголоски той боли, которая тогда косила целые народы. Возможно тогда, через наши общие героические и трагические страницы истории, народы, живущие на просторах нашей общей Родины, смогут быть ближе друг к другу.

Ущелье реки Асса
(Ущелье реки Асса)

Гаги Галаш
(Гаги Галаш)

За весь тот объем знаний, впечатлений и эмоций я прежде всего благодарен нашему гиду – Батыру Мальсагову. Смело могу рекомендовать его всем, кто желает не просто поставить галочку, а узнать больше об архитектуре, истории и традициях ингушей. Батыр показал нам множество всяких интересных деталей башенной архитектуры, которые мы вряд ли бы увидели сами. Подкармливал нас домашними фруктами, овощами и разными вкусностями. Водил и возил нас в такие удивительные дебри, что дух захватывало. При этом был абсолютно не навязчив и, если надо было молча сидеть, смотреть в окно и переваривать впечатления, сидели и переваривали, что для меня было особенно важно. И самое главное, создавал ощущение полнейшей безопасности как на дороге, так и во время наших пеших вылазок, что, в свою очередь, было очень важно для моей супруги.

Мемориал памяти и славы
(Мемориал памяти и славы)

Вообще в этом путешествии для меня многое было впервые. Это мое первое путешествие, когда я обращался в турагенство. Первое путешествие с гидом. Первое путешествие на Кавказ и за пределы центральной России. Первый раз я пытаюсь писать отчет-впечатление (прошу простить меня за мой язык, мне ближе технические описания, нежели литературные опусы). И, пожалуй, впервые путешествие произвело на меня такое сильное впечатление. Можно сказать много слов о красоте горных пейзажей, но говорить об этом и даже показывать фото большого смысла нет. Горы надо видеть. Можно написать восторженные отзывы об ингушских башнях. Они действительно прекрасны и интересны в своей строгой внутренней простоте в сочетании со сложнейшими строительными приемами. Может показаться, что не стоит тратить время на посещение многих башенных комплексов, однако вся их прелесть раскрывается в деталях. Узоры на башнях, оконные проемы, цвет кладки, размеры машикулей, бойницы, уклон боевых башен, разные виды исполнения крыш – все эти детали сильно разнятся от села к селу, от башни к башне, и именно в этих деталях и кроется вся прелесть средневековой архитектуры вообще. Для того, чтобы рассмотреть эти детали, проникнутся духом этой архитектуры, не хватит одного дня. Больше того, скажу, что и недели мне было мало. Я бы с огромным удовольствием побродил бы пешком от селения к селению без четкой цели и маршрута еще несколько дней. О башенной архитектуре я напишу отдельный пост.
Другое яркое впечатление от посещения далеких ингушский селений – чувство первооткрывателя. За счет того, что в этих местах давно никто не живет, а людей можно встретить только в центральной части района, порой ощущаешь себя первопроходцем, исследователем какой-то древней цивилизации. И действительно, тот пласт истории, архитектуры и искусства, который хранят эти камни, исследован достаточно поверхностно и каждый новый путешественник может найти тут для себя что-то новое.

Конец пути
“Когда у человека в начале жизни нет глаз и головы, чтобы заглянуть вперед, тогда в конце ее он может не оглядываться. Там не останется ничего, кроме боли…” Идрис Базоркин, Из тьмы веков.

Но все это, пожалуй, не главное. Главное мое потрясение – это люди – ингуши, и их культура. Культура народа, с которым мы живем в одной стране уже почти 250 лет. Народ, о котором я не знал практически ничего, кроме горстки стереотипов. А сколько таких народов еще живет вместе с нами? Мы живем в то время, когда многие из нас получили возможность узнавать мир своими глазами и ушами. Как мы пользуемся этой возможностью? Порой мы знаем о далекой Греции больше, чем о регионах нашей собственной страны. А порой не хотим знать ничего, кроме пляжа и all inclusive. А в глаза и в уши нам вместо этого из зомбоящика и интернетов заливается пропаганда и насилие, однобокие мнения и удобные догмы. Можно по разному относится к тому, что сейчас происходит в нашей стране, одобрять или ругать власть, но наша Родина и люди, которые живут на ней, достойны того, чтобы знать и хотя бы пытаться понимать друг друга. Можно принимать или не принимать особенности той или иной культуры, но знать ее полезно для понимания людей, с которыми мы живем. Нам есть чему научить друг друга. Возьмем, для примера, отношение к своему роду, к своим предкам. Кавказ – это то место, где знания о своей фамилии закладываются с детства. Многие жители Кавказа знают и могут рассказать о самых достойных своих предках на много поколений назад, знают откуда они произошли, знают и чтут свои корни. Я же, вряд ли могу вспомнить много о тех, кто был предками моих бабушек и дедушек.
Давайте же слушать друг друга, видеть друг друга, узнавать друга друга, и становится сильнее вместе. Тогда, возможно, придет такое время, что ни один политикан, любитель власти и денег, не сможет посеять вражду и пролить кровь народов, которые жили в мире под одной крышей. Я хочу верить в это…

Еще об Ингушетии.
Путешествие в горную Ингушетию. Общая информация.
Архитектура средневековой Ингушетии. Часть 1. Башенные постройки.
Архитектура средневековой Ингушетии. Часть 2. Святилища, храмы, некрополи.
Архитектура средневековой Ингушетии. Часть 3. Селения и замковые комплексы.
Назрановская крепость. Оплот Российской Империи на Северном Кавказе.

3 Comments

  1. Ответить

    […] отметить, что в отличии от башен Ингушетии, о которых я писал в прошлом году, Балкарские башни сохранились […]

  2. Ответить

    […] отметить, что в отличии от башен Ингушетии, о которых я писал в прошлом году, Балкарские башни сохранились […]

  3. Ответить

    […] нужно отдать. Моя первая поездка на Кавказ в Ингушетию произвела на меня огромное впечатление и, судя по […]

Добавить комментарий для Балкария. Часть 1. Безенги — Spirits Castle Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *