Виленские замки

Комплекс каменных замков столицы Великого Княжества Литовского, расположенных на месте слияния рек Вилия (литовское названия Нярис) и Вильня, сформировался в XIII-XIV веках и состоял из трех замков: Верхнего, Нижнего и Кривого. Реконструкция Виленских замков в конце XIV века представлена на втором этаже башни Гедиминаса.

В верхней части изображен деревянный Кривой замок, который был сожжен Орденом в 1390 году и никогда более не восстанавливался. Сейчас на его месте располагается гора Трех Крестов.

Первое упоминание Виленского замка в письменных источниках находится в послании великого князя литовского Гедимина Тевтонскому ордену и Риге, датированном 2 октября 1323 года. Каменные строения Виленских замков впервые упоминаются уже в 1387 г.
Предполагается, что во второй половине XIII века на Замковой горе был основан деревянный замок, а каменное строительство велось в начале XIV века. Однако понятно, что место слияния двух рек, богатых рыбой, да еще и с холмом высотой почти 50 метров, имеющим крутые склоны, было заселено за много веков до этого. В начале XV века по приказу великого князя литовского Витовта Верхний замок был перестроен, что, возможно, говорит о том, что он пострадал во время сильного пожара 1419 года.
Овальная площадка Замковой горы в конце XIV – начале XV века была обнесена каменной стеной из уложенных рядами валунов, с четырьмя – западной (справа), южной (на дальнем плане), северной (на ближнем плане) и надвратной – башнями.

Лучше других испытание временем выдержала западная башня, которая сейчас называется Башней Гедиминаса и олицетворяет собой все было величие верхнего замка. Башня имела четыре этажа со стрельчатыми проемами почти в каждой стене и на каждом этаже. Предполагается, что в высоту башня вместе с пирамидальной крышей могла достигать 23-25 м. Кровля ее в XV в была покрыта темно-зеленой и цвета глины черепицей. Эта восьмиугольная в плане башня имела диаметр 15 метров и была самой крупной в комплексе верхнего замка.

Через имевшийся в северной стене вход можно было попасть на винтовую лестницу, внешняя стена которой выдавалась наружу. На первом этаже башни находились проемы, через которые можно было выйти на оборонительный мостик стены.

Судьба башни полна событий. После русско-польской войны 1655–1661 гг замок и башня были серьезно повреждены и более не восстанавливались. До 30-ых годов XIX века стены башни сохранялись до уровня 4-ого этажа. Однако, во время оборудования на руинах башни оптического телеграфа верхние этажи были снесены, а на первые два этажа надстроена двухэтажная деревянная постройка. После чего башня была и пунктом пожарной охраны и кондитерской. В ходе реставрации 1938 года был сооружен третий этаж и смотровая площадка. Сейчас высота башни составляет около 17 метров (что на 5-7 метров меньше исторической башни).

(Кондитерская в башне Верхнего замка. Александрас Юрашайтис. 1912 г.)
Южная башня была возведена на самой высоко части южной террасы Замковой горы. На рисунках Ф. Смуглевича конца XVIII века она изображена как четырехэтажная, с арочными окнами. В восточной и западной стенах первого этажа запечатлены большие арочные проемы, скорее всего служившие для того, чтобы завозить башню крупную артиллерию. На рубеже XVIII-XIX веков ее стены вместе с горным склоном сползи вниз.

(Рисунок Ф. Смуглевича. Замковая гора со стороны Вилии. Слева руины Дворца, справа – башня Гедиминаса, в центре южная башня с арочными проемами)
До наших дне дошли лишь фрагменты трех стен бывшего полуподвала, сложенные из валунов. Полуподвал башни был четырехугольный, на первом этаже план башни переходил в восьмиугольный.

(Справа – фундамент южной башни, слева – руины Дворца, на заднем плане гора Трех Крестов, где располагался Кривой замок)
Северная башня в конце XVII века уже была разрушена. Источником данных об этом сооружении служат лишь раскопанные во врем археологических исследований остатки каменной кладки фундамента, четырехугольного в плане (9 на 9 метров), который был сложен из валунов. Предположительно, это была самая маленькая башня замка.

На фото сверху фундамент въездных ворот (между руинами дворца и фуникулером), северная башня располагалась справа от фуникулера.
Данные о расположении оборонительных стен Верхнего замка разнятся. По одним источникам оборонительная стена соединяет между собой башни замка и княжеский дворец. По другим – опоясывала дворец с трех сторон, при этом по южному склону Замковой горы спускалась каменная стена и соединялась со стоящей у ее подножия башней. Последняя версия на текущий момент является более приоритетной. Хотя тогда не очень понятно назначение бойниц в восточной стене княжеского замка, если предполагать, что эту сторону защищала стена.

(Реконструкция нижнего и верхнего замка 15 века. Выставлена в крепостной башни замка в Мядининкай. Видно, что с южной стороны стена спускается от Верхнего замка к укреплениям Нижнего)
Так же интересно, что в ходе проведения археологических исследований фрагменты аутентичной каменной кладки оборонительной стены были обнаружены лишь в виде коротких отрезков: возле западной башни, между южной и западной башней, а также в северной стороне Замковой горы (в районе расположения надвратной башни). Т.е. с восточной стороны никаких остатков стены найдено не было, а фрагмент стены, который имеется сейчас, был частично реконструирован.

(Княжеский дворец с двумя бойницами с восточной стороны и восстановленная крепостная стена)
Дворец Верхнего замка был построен в XIV веке. Он старше дворца Тракайского островного замка, возведенного в начал XV века. Затем, во время правления князя Витовта (1392-1430) дворец был реконструирован, однако, достоверной информации о том, как выглядел замковый дворец сейчас очень мало. На рисунках Ф. Смуглевича дворец уже представляет из себя руины с растрескавшимися стенами.

(Ф. Смуглевич 1785-1786 гг., Верхний замок с северо-восточной стороны)
Дворец имеет прямоугольны план с размерами 36 на 17,8 метров и слегка изогнут в сторону восточного мыса. Как я уже говорил, с восточной стороны сохранились две бойницы, а оборонительный характер сооружения подчеркивает толщина стен (с восточной стороны 4,2 – 5 м, с других – 3,8 м). Странно было закрывать такое мощное сооружение дополнительной внешней стеной. Стены дворца возведены в три слоя. Внешние слои возведены из крупных валунов, уложенных рядами, а внутренне пространство заполнено камнями и обломками кирпичей. Кирпичная кладка применялась для откосов, проемов и углов стен. На фото ниже видно, что дворец возведен на неровной площадке (левый край фундамента ниже правого). Кроме того, грунт, на котором возведен замок в разных его частях сильно различается. Для равномерного распределения нагрузки были сделаны конструктивные арки фундамента (на фото по центру, немного прикрыто лавкой). Такая же арка есть с восточной стороны.

Информации о внутреннем устройстве дворца очень мало. Предполагается, что на первом этаже располагались четыре хозяйственных помещения, перекрытые цилиндрическими сводами. В три помещения можно было попасть через имеющиеся в западной стене полукруглые арки (хороши видны на фото сверху и на плане ниже). Световое окно было только в северном помещения, в остальных окна отсутствовали. В южном помещении была установлена печь, от которой теплый воздух по имевшимся в южной стене воздуховодам поступал в парадный зал на втором этаже. Посередине помещений располагались каменные четырехгранные столбы, на которые опирались колонны второго этажа.

(Планы первого и второго этажей дворца. Чертеж Сигитаса Ласавицкаса. 1977 г. На первом этаже слева северное помещение с окном, справа маленькое помещение с печью и воздуховодами.)
Предполагается, что парадный зал на втором этаже был перекрыт звездчатым или веерным сводом. В толще южной стены была обнаружена винтовая лестница, по которой можно было попасть в зал размерами 30x10X9 м. Помещение четырьмя колоннами разделялось на два нефа. На северной стене сохранились следы оконного глифа на втором этаже. Во время археологических исследований в западной стене нашли фрагменты одного окна второго этажа. На основании этих данных при реставрации дворца стрельчатые арочные проемы этих окон были восстановлен.
IMG_0472_1.jpgПредназначение третьего этажа и его структура неизвестна. Одни исследователи предполагают, что на третьем этаже располагалась оборонительная площадка, другие – что жилые помещения.

(Реконструкция западного фасада дворца и его продольный разрез. Чертеж Сигитаса Ласавицкаса. 1977 г.)

Верхний замок являлся резиденцией Великих Князей Литовских до конца XV начала XIV века. Однако Александр Ягеллон (1492–1506) перестроил Нижний замок в репрезентативный дворец в позднеготическом стиле и перенес резиденцию в него. После чего дворец многократно перестраивался согласно моде до событий 1655-1661 года, после чего оставался в руинированном состоянии до начала XIX века.
Представление о том как выглядел дворец Нижнего замка перед его сносом дают все те же рисунки Франциска Смуглевича.

На основании этих рисунков Дворец был отстроен заново и открыт в 2013 году. В музей я к сожалению не попал, хотя описание его экспозиции выглядит достаточно заманчиво.


Как выглядел Нижний дворец в более ранние периоды дают представления современные реконструкции. Реконструкцию 15 века я приводил выше. Реконструкция 16 века, замок приобретает элементы ренессанса.

Еще одним условно сохранившимся элементом Нижнего замка является башня. Точнее сейчас это уже не башня, а колокольня напротив Кафедрального. Современный вид колокольня приобрела 200 лет тому назад, после реконструкции. Согласно имеющимся предположениям, четырехугольная подземная часть башни построена в XIII или XIV веках. Круглая часть с узкими бойницами датируется XIV-XVI столетиями. Впоследствии башня была приспособлена под колокольню, она стала выше, была надстроена ее верхняя часть, которая является наполовину барочной, наполовину классицистической. В XVII веке на башне появились часы. Их особенность – отсутствие минутной стрелки, а каждые 15 минут о времени оповещают удары колокола.

В 1503 году Великий Князь Литовский Александр издал указ на средства горожан обнести город каменной стеной. Строительство было закончено через 19 лет, тогда стена выглядела как сооружение, длина которого была приблизительно 3 километра. Эта постройка имела 2 оборонительные башни, которые защищали участок, средняя высота стены составляла приблизительно 6,5 метров. Сначала стену оборудовали  пятью воротами, но в 17 веке их количество увеличилось до 10. При царской власти в 1798-1802 годах все эти строения были cнесены вместе с Нижним замком. Сейчас от этого сооружения практически ничего не осталось, исключение составляют Ворота Зари (Аушрос Варатай), впервые упомянутые в 1514 году. Ранее ворота назывались Медницкими, потому что через них лежал путь в Медники, другое название – Острые Ворота. Толщина готических стен ворот, квадратных в плане, достигает 2—2,6 м. С южной стороны сохранились пять круглых бойниц и ниша с фреской между ними. Арка для прохода имела двойные ворота – и такие, что поднимались, и такие, что просто отворялись. Атика стиля северного ренессанса на вершине башни достроена примерно в начале XVII в. при восстановлении ворот после пожара в 1610 г. В центре композиции фасада герб ВКЛ "Погоня", который держат два мифологических существа – грифоны. Так же сохранился небольшой фрагмент стены с бойницами. С противоположной стороны ворот устроена часовня Божьей Матери.

В первой половине XVII века оборонительная стена подверглась перестройке и усилению. На холме Бокшто, было построено дополнительно укрепленное фортификационное сооружение из земли и каменной кладки – бастея. Она предназначалась для того, чтобы с помощью артиллерийского оружия отгонять врага от города. Бастея имела вид башни, соединенной с подковообразной частью тоннелем. Проект, предполагается, принадлежал военному инженеру Фридриху Гетканту. Трудно определить точное время строительства бастеи, но археологические раскопки и планы города различных лет указывают, что в начале XVII в. она уже существовала.


С течением времени бастея утратила свое оборонительное значение. В середине XVIII в. она еще находилась на поверхности земли, поскольку четко обозначена на плане Фюрстенхофа 1737 г. На более поздних (1793–1862) планах города уже не отмечаются даже ее следы (за исключением башни на плане 1793 г.). Остатки сооружения так же, как и другие элементы оборонительной стены города, были снесены при царской власти. В 1966 г. были начаты археолого-архитектурные исследования и работы по восстановлению бастеи: отстроена и покрыта кровлей башня, реставрировано внутреннее устройство пушечного помещения и соединяющий их тоннель.

Сейчас на территории бастеи открыт музей, на территорию которого я тоже не попал.
В качестве итога. К сожалению, богатое наследие Вильнюса не выдержало хода времени и истории. Большая часть архитектурного средневекового наследия утрачена, а то, что можно увидеть сегодня – реконструкция разного уровня успешности. Складывается ощущение, что роль современной  реконструкции даже не столько историческая, сколько символическая. Это можно отнести и к реконструкции Нижнего замка, и к Башне Гедиминаса, и к восстановлению оборонительных стен. Это не плохо и не хорошо, национальная идентичность и ее символы – важный элемент государственности, однако относится к этим памятникам архитектуры правильнее именно под этим углом.

Источники:
Вильнюсский Верхний замок Э. Повилайтите, Б. Виткаускене. Национальный музей Литвы, 2013.

http://www.lnm.lt/ru/index.php
http://www.ausrosvartai.lt/

Еще о замках и крепостях ВКЛ:
Медницкий замок
Тракайские замки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *