Городские укрепления Лемборка

Город Лемборк был основан на месте старого польского поселения с названием Łebno (позже на немецкий манер Lewin, а затем Lewinburg) Тевтонским орденом в 1341 году для укрепления своего господства над завоеванным ранее Гданьским Поморьем на основании кульмского права.

Средневековая оборонительная система Лемборкa была построена крестоносцами с 1341 по 1363 год. Город был окружен крепостной стеной высотой от 6 до 10 м и общей длиной почти 1200 м. Стена из полевого камня была укреплена 33 башнями расположенными на равных расстояниях друг от друга. Башни включали в себя также двое ворот – в сторону Гданьска и Слупска.

(Реконструкция города, источник)



(План города, источник)

Угловые башни были гораздо больше, чем другие, расположенные в стенах, и служащие только для обороны. Лучше всего в Лемборке сохранилась башня, называемая Плющевая, располагающаяся в северо-восточном углу укреплений. Её название происходит от плюща, который  оплетал объект и замёрз зимой 1855 года.


(Плющевая башня, вид с внутренней стороны укреплений)

Конструкция этой башни – необыкновенно интересная, она отличается от конструкций других башен, которые входят в состав городских средневековых укреплений. У подножья башня пятиугольная (почти квадрат, со скошенным углом). От второго этажа её форма переходит в восьмиугольную. Самый высокий этаж был реконструирован с конической черепичной крышей только в начале ХХ века.На пике крыше находится стержень с медным шаром.


(Плющева башня с внешней стороны. Тут хорошо видно основание башни, а так же реконструированное основание следующей башни с фрагментом стены)

Кирпичи темного цвета, называемые “zendrówki” создают узор в виде ромбов, характерный для фортификаций города Лемборка.


(На переднем плане башня №24, на заднем плане Плющева башня. Ромбовидный узор четко выделяется на реконструированной башне. На Плющевой башне его видно хуже из-за потемнения основной кирпичной кладки)


(Реконструкция фрагмента укреплений. В углу Плющева башня, за ней видно башню №24, правее – фрагмент стены со второго фото)

В северо-западном углу  городской стены находится квадратная башня со сторонами около 11 м.  Некогда в башню вели два арочных входа, по направлению к городу. Во второй половине восьмидесятых годов XX века, во время адаптации под филиал Главной Технической организации, к двум хорошо сохранившимся этажам был добавлен третий. Вся конструкция была накрыта крышей.


(Квадратная башня с внутренней и внешней стороны укрепления)


(Реконструкция квадратной башни, на ней видны два арочных входа, которые сейчас отсутствую)

В 2009 – 2010 Лемборкские укрепления были отреставрированы  в рамках проекта Возрождения исторического центра Лемборка. Башня № 24 (есть на фото выше) была перестроена в духе здания XV века. Западный фасад был застеклён для более полного представления экспозиции внутри нее.
Башня № 27 была перестроена по образцу фахверковой конструкции XIX века.


(Башня № 27 с фахверковой конструкцией)


(Башня №26, справа фрагмент башни №27, по центру костел Святого Якуба)


(Костел Святого Якуба, реконструкция)

Кроме того был восстановлен объект, помещённый на каменном постаменте башни № 32, на модель здания с начала XX века. Трехэтажное здание в настоящее время является резиденцией Лемборкского исторического братства.


(Башня №32 с внешней стороны)

В юго-восточном углу кольца стен поднимается комплекс замка Тевтонского ордена. Замок был включен в систему городских укреплений. Это была довольно большая крепость, несмотря на периферийное положение города. Строя мощные крепости и размещая города на рубежах своей страны крестоносцы формировали политику свершившегося факта. Приводя с собой немецких поселенцев, которые заселяли город и полностью зависели от них, они защищали свои новые территории. Это также касалось Лемборка, который со второй половины ХIV века был резиденцией Тевтонского войта (представителя власти).


(Реконструкция орденского замка)

Крепость была практически квадратной в плане. От южной его части до оборонительной стены проходило жилое здание, остальные два угла были оснащены прямоугольными башнями. Особенностью замкового комплекса  был канал, который пересекал внутренний дворик замка, на котором – тоже во дворе – построили мельницу и пивоварню.  В замковый комплекс входили также хозяйственные постройки, включая конюшню и амбар.

(Замковая мельница, точнее то, что от нее осталось. Перед ней позорный столб и деревянные колодки)


(Соляной склад, построенный на фундаменте средневекового амбара в северной части замкового двора)

До середины XV века, замок оставался в руках крестоносцев, периодически завоеванный и осаждаемый армией польского короля. Был сильно поврежден во время Грюнвальдской битвы 1410 года. В конечном итоге, по результатам Второго Торуньского Мира (1466 год) замок перешел в качестве феодального владения поморскому князю Эрику II. Под правлением династии поморских князей замок в Лемборке подвергся капитальной реконструкции, в духе эпохи Возрождения. Были достроены объекты на его территории, а другие получили новое предназначение. Наследники Эрика владели замком и городом с небольшими перерывами вплоть до XVII века, когда Померанская династия пресеклась, феодальное владение вернулось в собственность польского короля. С тех пор замок был резиденцией королевского старосты. Вскоре после этого, во времена войны со Швецией, известной как "Потоп", крепость была сильно повреждена. С середины XVII века, снова, как лен, замок и город перешел в руки Бранденбургских Гогенцоллернов.  После разделов речи Посполитой Лемборк очутился в Пруссии. Значительные изменения в форме замка принес  XIX век и  межвоенный период. Сначала, были разрушены оборонительные стены, а потом замковый комплекс был адаптирован  на нужды суда. Это привело к почти полному уничтожению прежнего вида замковых построек.


(Современный облик замка, канал вдоль замка через мельницу по прежнему проходит, как раз через него перекинут мостик)

Еще немного слов я хотел бы написать про городские стены и их современную реконструкцию. По всей исторической части города разбросаны фрагменты реконструированных стен и башен. Как я уже отмечал выше, основная часть башен городских укреплений не имела стены со стороны города. По всей видимости, такая конструкция позволяла оперативно поднимать грузы на верхние этажи башни.

(Фрагмент южной стены  со стороны города, в конце стены основание башни)

Основная часть башен реконструирована только на уровне первого-второго этажа. Внутри некоторых башен расположены новые строения, мусорные контейнеры или гаражи.

(Фрагмент западной стены с внутренней стороны)


(Тот же фрагмент с внешней стороны)

В 2010 году была закончена реконструкция фрагментов стен. Технология этой реконструкции хорошо видна на следующем фото. На старое основание были надстроены стены, которые на мой личный взгляд визуально только портят исторический облик, хотя, предполагаю, что такой подход позволил уберечь от разрушения те исторические фрагменты укреплений, которые еще остались.


(Фрагмент западной стены. Хорошо видны как фрагменты средневековой стены, так и внешняя современная надстройка, внутри стен башни располагается паб)

Чуть в стороне от туристического маршрута внешний облик стен портит еще и современной "искусство".

На просторах интернета есть фотографии 2002 года до проведенных работ, хорошо видно разницу. Лично мне вариант "до" нравится значительно больше.


(До реконструкции, источник)



(Восточная стена после реконструкции)

В целом, Лемборк очень уютный город c достаточно интересной фортификационной системой, если не обращать внимание на нюансы реконструкции. Перед посещением рекомендую посмотреть ролик, изображения из которого присутствует в этом посте. Тогда и структура и особенности города будут более понятны. Судя по информации на различных сайтах этот ролик (возможно и в более содержательном и продолжительном виде) показывают в местном музее, однако попасть в него мне не удалось, поэтому ничего на эту тему сказать не могу.

Источник: pomorskie.travel/ru
                  www.madwands.com/lebork/en/
Координаты замка: 54.543462, 17.753413
Как добраться. В Лемборке есть авто и ЖД вокзал. ЖД сообщения связывает город с Гданьском и Слупском. Поезда ходят каждый час. В пути в обе стороны 40-60 минут. От вокзала до замка 15 минут прогулочным шагом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *